В «Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi» историк М.В. Довнар-Запольский (1867-1934) считается одним из основателей белорусской «нацыянальнай гiстарыяграфii». Еще в далеком 1888 г. он разработал «ядро канцэпцыi гiст. развiцця беларускага народа», поставил вопрос «неабходнасцi нацыянальнага адраджэння Беларусi», впервые в 1918-1919 г. обосновывал «права беларускана народа на суверэннасць».


Однако в 1915 г. М.В. Довнар-Запольский писал несколько в ином ключе:
«Немецкая нация уважает только грубую силу. Мы должны показать эту силу немецкой нации. Правда, мы всегда были сильны. Мы сильны, как великое государство, как мощная национальность, у которой великое прошлое и настоящее и еще более великое будущее. Но мы всегда были сильны не только материальной силой, но и высокими душевными качествами, особыми качествами – я бы сказал – душевной культурой, которую давно уже отметили первые славянофилы. Быть может, эти высокие душевные качества русского народа делали его народом, склонным отдавать должное другим нациям и уступать немцам в их усилиях к культурному, экономическому и временами политическому давлению на Россию. Мы должны теперь побороть в себе нашу исконную мягкость и должны вооружиться для борьбы с немецкой культурой во всех ее направлениях, не только оружием физическим, но и оружием мощного национального духа. Мы должны, наконец, почувствовать в себе силу нашего былинного богатыря Ильи Муромца: просидели мы сиднем чуть не сорок лет под немецким влиянием и теперь скажем: довольно! Пусть же все, кто оказался ненужным на войне, составит великую культурную армию и пусть эта победа великого национального духа, высокой национальной культуры совпадает с победным грохотом орудий на поле битвы».
«Немецкая нация уважает только грубую силу. Мы должны показать эту силу немецкой нации. Правда, мы всегда были сильны. Мы сильны, как великое государство, как мощная национальность, у которой великое прошлое и настоящее и еще более великое будущее. Но мы всегда были сильны не только материальной силой, но и высокими душевными качествами, особыми качествами – я бы сказал – душевной культурой, которую давно уже отметили первые славянофилы. Быть может, эти высокие душевные качества русского народа делали его народом, склонным отдавать должное другим нациям и уступать немцам в их усилиях к культурному, экономическому и временами политическому давлению на Россию. Мы должны теперь побороть в себе нашу исконную мягкость и должны вооружиться для борьбы с немецкой культурой во всех ее направлениях, не только оружием физическим, но и оружием мощного национального духа. Мы должны, наконец, почувствовать в себе силу нашего былинного богатыря Ильи Муромца: просидели мы сиднем чуть не сорок лет под немецким влиянием и теперь скажем: довольно! Пусть же все, кто оказался ненужным на войне, составит великую культурную армию и пусть эта победа великого национального духа, высокой национальной культуры совпадает с победным грохотом орудий на поле битвы».
Я так полагаю, что необходимо действительно приступить к «адраджэнню» идейного наследия основателя белорусской историографии. Ну а если серьезно, то просто поразительно насколько кардинальные изменения произвела катастрофа 1917 г., в том числе и в национальной идентичности. Показательно, что схема «Энцыклапедыi» просто «ампутирует» личность и научное творчество М.В. Довнар-Запольского.