istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

Признаки времени

Почти неделю назад раздобыл 22 том Розанова и с головой погрузился в чтение. Д. Галковский удивительно точно сказал о современности этого гениального мыслителя. Он не устаревает, им питаешься. Его хочется цитировать. 
"Дело в том, что Гоголя, Пушкина и Карамзина Выговская пустынь, Рогожское и Преображенское кладбище, с их благотворительными "сиротскими домами", задушили бы в детстве; и ни в каком случае не допустили бы до полного и свободного развития, до самостоятельного развития. "Церковь" и "Православие" - именно море по шири и по открываемой каждому свободе. Церковь есть христианство без "нарочно" и "непременно и во всяком случае". Вот ее определение, - самое общее и лучшее, в отличие от сект, которые все зиждутся на "нарочно". Самые в ней злоупотребления, пороки, злость, грубость есть результат этой "шири": что слишком много там "дозволенного" и заранее "прощено"; "прощены" нетрезвый поп, мздоимный поп, нерадивый чиновник, пьяница-мужик-гражданин. Ну, а "нужно ли так много прощения" - об этом можно долго спорить, и не сектантам этот вопрос решать. "Прощения" вообще нужно много, - между прочим, для того, чтобы "цивилизация родилась", чтобы были, около торжественного и важного, "стишки" и "анекдот". Не могут люди прожить "без благодати", но и "без анекдота" - тоже не могут... Так все это и связалось с "Вавилоном", где тоже были "анекдоты", Семирамида и проч. Ширь беспредельная церкви все это включает, все это "прощает", все это "забывает" и "не забывает", имея ко всему удивительную меру отношения, которой вот никогда не найдут секты, пылающие, узкие, нетерпимые, попаляющие все огнем ревности, - от своей человечности , а не божественности. "Все под Богом", и я, и читатель, и митрополит Филарет, и Семирамида. И она - "не от лукавого", по той причине, напр., что в Ниневии царь, при угрозе от Бога через Иону, "наложил пост на весь город, людей и даже животных". "Постящиеся животные!!". Да, - и потому поминаются в нашей церкви! Церковь охватывает весь мир, - и ничего в нем не отсекает жестким сечением (ошибки духовенства и "наших времен" не в счет), а все - обдумывает, о всем молится, все размещает по ярусам правды, святости, слабости, греха, очень большого греха, но никогда не до убийства, истребления. Каин - и тот не был истреблен; сатана - и он не истреблен: а "Бог все мог бы". И вот зацвели поэзия, науки, философия; жизнь вольно раскинулась, с анекдотами и побасенками". Как же это все не похоже на нынешние времена...        
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments