istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

Президент contra императора

В преддверии президентских выборов хотелось бы сравнить полномочия императора Николая II на основании «Основных Государственных Законов» в редакции от 23 апреля 1906 г. и президента РБ согласно конституции РБ.
Только по инициативе императора может происходить пересмотр «Основных Государственных Законов», т.е. распределение властных полномочий между высшими органами государственной власти. В соответствии с конституцией РБ только президент (вариант со сбором подписей 150 тыс. граждан отбрасываем как демагогический), а не парламент вправе инициировать данный вопрос.
Без утверждения императора Николая II не имеет силу ни один законопроект. Если император отклонял законопроект, то очередную попытку разрешалось предпринять на следующей думской сессии. В белорусских условиях президентское вето можно преодолеть, но для этого необходимо набрать большинство в 2/3 голосов в каждой палате, что фактически сделать очень сложно.
Император, как и белорусский президент, был наделен правом законодательной инициативы. Однако в отличие от президента РБ законодательные полномочия императора Николая II представляются более ограниченными. Известно, что белорусский президент имеет право издавать декреты имеющие силу закона в том случае, если получает на это согласие большинства парламента. Такой возможности император не имел. Вот как это право трактуется в конституции «Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан». Николай II пользовался правом издания законопроектов во время перерывов между сессиями Государственной думы в том случае «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере». Однако, если соответствующее ведомство в течение первых 2-х месяцев не внесет закон в Думу или закон не получит одобрения, то законодательный акт утрачивает свою силу. Специально оговаривается то, что император не имеет права изменять «Основные Государственные Законы», статус парламента. Белорусский президент также имеет право «по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона». Вместе с тем подобные декреты в РБ гораздо сложнее лишить законодательной силы, поскольку для их отмены необходимо набрать 2/3 голосов в каждой палате в отличие от дореволюционной Думы, где было достаточно простого большинства.
Интересен вопрос о возможности депутатов воздействовать на бюджет (государственную роспись доходов и расходов). Согласно конституции РБ парламентарии не имеют права без разрешения президента вносить законопроекты, принятие которых повлечет сокращение или увеличение денежных расходов. Возможность того, что бюджет может не получить утверждения в парламенте даже не предусматривается. В дореволюционном конституционном праве этот вопрос отличался более детальной проработкой. В частности, из бюджета запрещалось исключать или уменьшать выплаты по международным финансовым обязательствам государства (% по займам и т.п.); не подлежали обсуждению расходы министерства императорского двора, если они не превышают расходы, заложенные в бюджет 1906 г. В том же случае, если бюджет на следующий год не одобрялся парламентом, сохраняла свою силу прежняя роспись «с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения». При этом размер ежемесячного кредита на финансирование этих «изменений» по всем отраслям государственного управления не должен был превышать 1/12 старого бюджета. Однако император имел возможность в нескольких случаях полностью игнорировать политическую позицию Государственной думы. Во-первых, чрезвычайные кредиты выделялись на военные нужды. Во-вторых, единоличным решением императора утверждался вопрос о внешних займах для обеспечения обороны страны и для открытия кредитов на дополнительные расходы при отсутствии принятого парламентом нового бюджета.
Таким образом, в законодательной области полномочия президента и императора вполне сопоставимы, причем в отдельных случаях власть президента РБ оказывается более широкой, чем у Николая II. В области исполнительной власти президент РБ в отличие от Николая II не может только одного: назначать без формального согласия парламента премьер-министра (Палаты представителей), председателя Конституционного Суда, председателя и судей Верховного Суда, председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, генерального прокурора, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, председателя и членов Правления Национального банка (с согласия Совета Республики). Однако в случае двойного отказа Палаты представителей утвердить главу Совета министров президент получает право роспуска парламента. Назначенные с согласия Совета Республики перечисленные выше должностные лица президент снимаются президентом без каких-либо согласований с верхней палаты, впрочем, то, что сам выбор кандидатур остается за президентом, существенно снижает роль согласия «белорусских сенаторов». Как и император, президент является главнокомандующим, от которого зависят награждение, звания и карьера любого офицера «силовых» министерств. Все судьи также назначаются президентом. Это означает, что на самом деле полномочия в кадровом вопросе императора и президента почти не отличаются.
Можно заметить, что император – это монарх, власть которого досталась ему по наследству и является пожизненной, его личность защищена как законом, так и особым отношением к монарху со стороны подданных. Личность государя «священна и неприкосновенна». Президент РБ согласно конституции «священным» не считается, однако его роль в политической системе прописывается особым образом. Так, президент «олицетворяет единство народа» и является гарантом «прав и свобод человека и гражданина». Он «обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом». Интересно, что депутатов белорусского парламента можно привлечь к ответственности на основании обвинения «их в клевете и оскорблении». Так что знаменитая фраза «Это глупость или измена» в Национальном собрании РБ закончилась бы разбором дела в Верховном суде РБ. В принципе, кроме регулярной процедуры перевыборов главы государства, полномочия президента РБ ничем не уступают властным возможностям императора
Что же касается самих выборов, то для сравнения обращу внимание на следующие факты, которые до сих пор в белорусских учебниках проходят под знаком «реакционной сущности самодержавия, отсутствия у него способности к реформированию». В период массовых политических беспорядков 1905-1907 гг., когда часть страны, в том числе белорусские губернии, находилась в условиях чрезвычайного или военного положения, в империи дважды прошли выборы в Государственную думу, в итоге которых правительство получило, мягко говоря, оппозиционную нижнюю палату. Думаю, что в современных условиях РБ, РФ и прочих членов СНГ о таких демократических выборах в парламент политики могут только мечтать, а всенародные избранники, находящиеся у власти, посмеиваются над императором Николаем II как наивным простаком. Возражения о том, что Думу распустили, не отменяет того, что выборы были «не декоративными», а в период «реакции» 1907-1914 гг. в Государственную думу избирались в том числе и те, кто впоследствии сделал все, чтобы прикончить «царизм». Достаточно напомнить, что в четвертой Думе вполне легально существовала социал-демократическая фракция, среди членов которой были большевики. Пожалуй, и все.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments