istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

На историческом фронте без перемен

Сообщение из шестого номера журнала "Борьба классов" за 1935 год. Автором сообщения является первый декан исторического факультета БГУ, академик В.К. Щербаков.
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСТОРИКОВ БССР

1
Исторический факультет Белорусского государственного университета при участии Института истории Академии наук созвал 8 января 1935 г. конференцию историков советской Белоруссии.
Необходимость созыва конференции историков БССР вызывалась целым рядом обстоятельств.
Основной задачей конференции было подвести итоги перестройки преподавания истории в наших школах на основе решений партии и правительства от 16 мая 1934 г. и ознакомиться с тем, как практически реализуется это решение в работе наших школ. Конференция не могла ограничиться только подведением итогов перестройки преподавания истории в школах: решение партии и правительства имеет непосредственное отношение и к работе наших научно-исследовательских учреждений, занимающихся разработкой и изучением вопросов истории. Конференция должна была подвести итоги проводимой в БССР научно-исследовательской работы в области истории, наметить дальнейшие пути развития научно- исследовательской мысли в этой области, ознакомить преподавателей- историков с новейшими достижениями марксистской исторической науки.
Далее, надо было ознакомить наших преподавателей с важнейшими, наиболее сложными проблемами древней и средней истории, которые впервые в этом учебном году включены в учебные планы наших школ: нужно было ввести их в курс тех дискуссий, которые ведутся по целому ряду проблем; нужно было участников конференции познакомить с новейшими достижениями марксистской истории в области разрешения этих проблем.
В программы по истории, составленные для средних школ на 1934 - 1935 г., ошибочно не были включены вопросы истории Белоруссии. В силу того история Белоруссии в течение первого полугодия текущего учебного года почти во всех школах не преподавалась. Нужно было заострить внимание наших школ и преподавателей-историков на необходимости включения истории Белоруссии в общую программу по истории для средних школ, нужно было показать, какое громадное политическое значение имеет этот предмет и как практически во втором полугодии восполнить допущенный пробел.
И, наконец, чрезвычайно важным вопросом, который стоял на конференции, был вопрос о положении исторической науки и исторического образования в капиталистических странах. Нужно было показать беспомощное, кризисное состояние исторической жизни там, в то время как у нас в этой области имеются большие достижения и широкие перспективы.
Вот те задачи, которые стояли перед исторической конференцией советской Белоруссии. В соответствии с этими задачами на конференции, продолжавшейся четыре дня, были заслушаны следующие доклады: 1) "Положение исторической науки и исторического образования в капиталистических странах" - акад. Горин; 2) "Развитие научно- исследовательской работы в области истории и историческое образование в БССР" - акад. Щербаков; 3) "Практика преподавания истории в средней школе и педтехникуме" - доклады с мест; 4) "Основные проблемы истории древнего Востока" - акад. Никольский; 5) "Вопросы преподавания средней истории в школах" - проф. Перцев; 6) "Вопросы истории Белоруссии в программе по истории народов СССР в средней школе" - доц. Керножицкий.
Внимание и громадный интерес, которые были проявлены к конференции не только со стороны историков БССР, но и со стороны всей нашей советской общественности и в частности со стороны нашей периодической прессы, подробно освещавшей на своих страницах ход работ конференции, говорят, насколько важную роль во всем нашем социалистическом строительстве играют марксистская историческая наука и историческое образование. На конференцию были приглашены из районов 75 делегатов-историков, явилось же 119. В этой конференции принимали активнейшее участие почти все историки Минска, ведущие научно-исследовательскую работу по истории и преподающие исторические дисциплины в вузах. На конференции присутствовали аспиранты- историки и студенты исторических факультетов. Из общего количества 350 приглашенных постоянно присутствовавших и принимавших участие в работах конференции было 150 - 160 человек.
Доклады и их обсуждения носили чрезвычайно живой характер. Достаточно указать, что по всем вопросам конференции выступало в прениях, кроме докладчиков, 38 чел. Подавляющее большинство выступлений носило деловой и принципиальный характер. Исторический факультет университета совместно с Институтом истории Белорусской Академии наук собрал к началу работ конференции большой конкретный материал, касающийся кадров историков наших школ, историков- исследователей, практики преподавания истории в наших школах, мероприятий школ по реализации решения партии и правительства о преподавании гражданской истории, о составе преподавателей-историков средних школ, об обеспеченности школ исторической литературой и соответствующими пособиями. По всем этим вопросам мы имели материал от 425 преподавателей- историков средних школ.
Конференция имела, однако, и свои существенные недостатки. Во-первых, был сорван доклад по истории народов СССР, во-вторых, плохо были подготовлены доклады с мест и, в-третьих, в конференции не приняли участия представители от исторических учреждений нашего Союза, в частности историки Москвы и Ленинграда, которые приглашались на конференцию и от которых ожидалась большая помощь историкам, работающим в БССР.
2
Академик Горин в своем докладе о положении исторической науки и исторического образования в капиталистических странах подробно остановился на глубоком кризисе, который переживает буржуазная историческая наука этих стран, охарактеризовал полную методологическую беспомощность этой науки в разрешении кардинальных вопросов истории, в обосновании исторического процесса. Главное внимание буржуазных историков сосредоточивается на том, чтобы путем отыскивания соответствующего материала в истории оправдывать ту бешеную шовинистическую и националистическую агитацию, какую распространяют буржуазные фашисты. Германские фашистские историки путем исторических экскурсий воспитывают националистические чувства, подчиняя весь исторический процесс лозунгу германских нацфашистов "Кровь, территория и меч". От германских фашистских историков не отстают буржуазно-националистические историки других стран. Дав подробный анализ буржуазной теории "исторического синтеза", тов. Горин перешел к задачам, которые стоят перед историками-марксистами СССР.
В докладе тов. Щербакова была развернута картина развития научно- исследовательской работы и ее состояния сейчас в БССР, картина состояния исторического образования в нашей республике. Докладчик показал, в каких условиях ожесточенной классовой борьбы развивалась в БССР марксистская историческая наука, какую лихорадочную работу проводили здесь на протяжении целого ряда лет враждебные пролетариату историки- великодержавники, белорусские националисты, троцкисты, бундовцы, польские историки-националисты.
В докладе были проведены подробные данные о состоянии кадров историков БССР, о их подготовке, квалификации, образовании, партийности и т. д.
В настоящее время в БССР насчитывается 92 историка-археолога и этнографа, которые работают в научно-исследовательских исторических учреждениях и высших школах БССР (в эту цифру включается и 35 аспирантов, которые готовятся в БССР). Это количество распределяется по отдельным историческим наукам следующим образом: историков народов СССР насчитывается 14, историков Белоруссии - 15, историков Запада - 19, историков ВКП(б) и КП(б)Б - 27, историков древней истории - 4, археологов, этнографов и ученых архивистов - 13 чел. Аспирантура в БССР подготовляется в следующих областях: по истории ВКП(б) и КП(б)Б - 15 чел., истории народов СССР - 5, истории Белоруссии - 3, истории Польши - 3, истории древнего мира - 3, истории евреев - 1, истории Запада - 1, историков-методистов - 1, историков библиографии - 1 человек.
Имеющееся количество историков далеко не достаточно, чтобы обслуживать наши высшие школы и научно-исследовательские учреждения. Особенно чувствуется у нас недостаток высококвалифицированных историков. Среди 92 чел. мы имеем по квалификации: академиков, профессоров и действительных членов научно-исследовательских институтов только 9, доцентов - 19, и остальные 64 являются младшими научными сотрудниками, ассистентами и аспирантами. Этим количеством историков мы должны обслуживать Институт истории Белорусской Академии наук, Институт истории партии и Октябрьской революции при ЦК КП(б)Б, ряд исторических секций институтов еврейской, польской, литовско-латышской пролетарских культур, существующих в системе Академии наук, два исторических факультета, историческое отделение Могилевского пединститута и ряд других вузов, где читаются исторические дисциплины.
В средних школах БССР, которых по всей республике, насчитывается 2400, работает до 2000 преподавателей-историков, причем из них со средним образованием насчитывается до 65%, с высшим образованием - только 17, а остальные не имеют даже среднего образования. В некоторых районах состав преподавателей-историков еще хуже. Значительное количество историков имеет совершенно недостаточный педагогический стаж. Так например из 295 чел., о которых у нас имеются совершенно точные данные, 50 работают только первый год, от 1 до 3 лет стажа имеют 90 чел.
Партийная прослойка среди преподавателей-историков также низка: на 402 чел. мы имеем 72 члена и кандидата партии - 17%, 171 комсомольца - 47% и 159 беспартийных.
Эти данные о составе преподавателей - историков прежде всего говорят о том, насколько большое внимание мы должны уделять вопросам переподготовки, повышению квалификации наших историков средних школ, какая огромная методическая помощь должна оказываться этим преподавателям со стороны органов Наркомпроса. Между тем из тех материалов, которые мы собрали, из всего того, что говорилось на конференции, видно, что такой помощи наши преподаватели не имеют. Почти все историки средних школ нуждаются в переподготовке и консультациях. Это необходимо будет учесть Наркомпросу при организации сети курсов переподготовки историков в летнее время.
Однако всего количества историков курсами не охватишь. Организация в районах постоянных семинаров, передача по радио лекций по актуальным и наиболее сложным вопросам, снабжение историков на местах исторической литературой, организация консультаций, более широкое развертывание заочной учебы - вот те очередные мероприятия, которые необходимо, не откладывая, проводить в жизнь.
На конференции историков выявлена довольно большая работа, проводимая в массе своей преподавателями-историками, по реализации майского постановления нашей партии и правительства о преподавании гражданской истории. Преподаватели приобретают исторические карты, вместе с учениками перечерчивают эти карты и картины из энциклопедий, составляют хронологические таблицы, фиксируют внимание учащихся на датах и исторических деятелях, стараются вести уроки по истории в живой и яркой форме; в некоторых школах организовали исторические кружки и уголки. Все это привело к тому, что интерес учащихся к истории за последнее время возрос. Конечно, эти первые шаги по реализации майского постановления далеко не достаточны. Предстоит еще большая и напряженная работа в этой области, и мы, не ослабляя внимания, должны мобилизовать все силы на борьбу за полную реализацию этого постановления.
Академик Никольский в своем докладе об основных проблемах истории древнего Востока остановился на целом ряде актуальнейших и сложнейших проблем в этой области. Он подробно остановился на так называемом азиатском способе производства, разоблачив позицию троцкистов в этом вопросе, заострил внимание на задаче борьбы со взглядами буржуазных историков, признающих существование капитализма на древнем Востоке, ознакомил аудиторию с теми новейшими материалами, которые имеются по ряду вопросов истории древнего Востока. Через весь доклад акад. Никольского красной нитью были проведены взгляды Маркса и Энгельса по вопросам древнего Востока, их установки на крестьянскую общину, рабство на древнем Востоке и т. д.
Профессор Перцев, зачитавший доклад на конференции о преподавании истории средних веков в средней школе, дав основные установки по вопросу о преподавании истории средних веков, перешел к характеристике той литературы по этому предмету, с которой преподавателю-историку чаще всего приходится сталкиваться. Докладчик подробно изложил взгляды буржуазных национал-фашистских и социал-фашистских историков по ряду важнейших проблем истории средних веков, вскрыл их полную беспомощность и антинаучность. Кроме того докладчик остановился на проблеме основного противоречия феодальной эпохи, периодизации исторического развития в эпоху феодализма, на переходе от рабовладельческой формации к феодализму, о крестьянских войнах в период средневековья и др. Проф. Перцев развернул перед аудиторией марксистскую точку зрения по этим вопросам и методику ознакомления с ними учащихся.
Уделив внимание вопросу преподавания истории Белоруссии в средней школе, конференция пришла к тому заключению, что на историю Белоруссии необходимо обратить особое внимание и включить ее во втором полугодии в учебный план средней школы.
Однако вопрос о том, как преподавать историю Белоруссии в средней школе - ввиде ли самостоятельного предмета или ее включить в программу истории народов СССР и преподавать в связи с этой последней, - вызвал на конференции большие прения. Ряд товарищей отстаивал ту точку зрения, что история Белоруссии должна преподаваться как самостоятельный предмет. Другая группа выступающих считала, что в средней школе необходимо ознакомить учащихся с основными вопросами истории Белоруссии, включив их ввиде отдельных тем в соответствующие разделы по истории СССР. Этот поднятый на конференции вопрос является принципиальным и актуальным не только для Белоруссии, но и для Украины, Закавказья и других народов. С ним связан также вопрос и о расположении материала в стабильном учебнике по истории народов СССР. Его надо разрешить.
Конференция решила в текущем учебном году включить вопросы истории Белоруссии в программу по истории народов СССР и прорабатывать эти вопросы в связи с соответствующими разделами программы. Конференция приняла тематику по истории Белоруссии, разобрала целый ряд методических вопросов, связанных с преподаванием этой дисциплины, дала основные установки по этому вопросу.
Важнейшим мероприятием для повышения квалификации историков средних школ и улучшения преподавания истории является снабжение школ и историков необходимой исторической литературой. Наркомпросу необходимо производить плановую закупку исторической литературы и снабжение ею преподавателей-историков. Необходимо, чтобы Государственная библиотека, имеющая огромные фонды исторической литературы, развернула шире работу по снабжению этой литературой через соответствующие абонементы преподавателей-историков. В самых школах нужно начать создавать исторические библиотеки, заботясь об их сохранности.
Историческому факультету следует также обратить более серьезное внимание на работу с преподавателями-историками. Организация консультаций, привлечение преподавателей к работе в историческом кабинете, организация докладов для учителей, методическая разработка вопросов истории - все это такие вопросы, которые не могут не стоят перед этим факультетом.
Ввиду того что средние школы и до сего времени очень слабо обеспечены подсобным - иллюстративным - материалом, необходимо принять ряд мер по закупке и снабжению им школ. В качестве боевой задачи конференция выдвинула вопрос о разработке и издании картин, карт и прежде всего исторической карты Белоруссии.
Конференция уделила внимание вопросу привлечения преподавателей- историков к научно-исследовательской работе. Перед историками районов поставлены задачи по собиранию конкретного, фактического материала на местах от участников событий по вопросам революционного движения, Октябрьской революции, гражданской войны, партизанского движения, классовой борьбы в районах, селах, фабриках и заводах, по истории фабрик и заводов и написанию ими по этим вопросам статей, очерков, монографий и т. д. Обращено особое внимание на то, чтобы преподаватели-историки школ уделяли больше внимания выявлению и сохранению исторических памятников, памятников материальной культуры, сохранению архивных материалов и т. д.
Все эти решения исторической конференции, несомненно, имеют большое научное и практическое значение. Работы конференции, как и сама конференция, послужат мощным толчком к дальнейшему развитию исторической науки в БССР, к перестройке исторического образования в нашей республике.
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments