istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Category:

Национальный проект

Уважаемый jan_no не верит тому, что русское правительство проводило вполне сознательную национальную политику, направленную на формирование русской нации в пределах империи. Что же, привожу документ как пример. Тем более, что этот документ архивный, нигде не публиковался и только выборочно цитировался несколькими историками (кажется, Т. Виксом, А. Бендиным, М. Долбиловым)

Конфиденциальное письмо виленского генерал-губернатора К.Ф. Кршивицкого (1906 г.) председателю Совета министров П.А. Столыпину.

Милостивый Государь Петр Аркадьевич.
Возвращая при сем присланную мне при письме за № 3481 вырезку помещенной в № 10854 газеты «Новое время» корреспонденции из Литвы под заглавием «Литвины и польско-католическое влияние», имею честь сообщить Вашему Высокопревосходительству, что, при всей тенденциозности этой заметки сгущающей краски действительного положения вещей, тем не менее общее направление ее, указывающее на усилившееся в последнее время стремления представителей местной римско-католической церкви вступить на путь борьбы и прозелитизма на почве польского национального движения, вполне основательно и требует со стороны правительства принятия определенных и твердых мер, способствующих введению местного населения в круг общих интересов Русского Государства. С этой целью необходимо дать правильное русло новым течениям в среди местных пробуждающихся к сознательной жизни народностей литовской и белорусской и помочь их здоровому росту. Усматривать в самом развитии литовцев какую либо опасность для государственных целей нет, по моему убеждению, ни малейших оснований. Судьба литовской народности, не имеющей исторических и культурных традиций, в силу своей малочисленности и принадлежности к нашему государству, предрешена историей. Современное положение литовской народности в вверенном моему управлению крае должно считаться ненормальным. Общность церкви, к которой она принадлежит, с церковью в лоне которой состоит польская народность, дает руководителям последней перевес над мало, сравнительно цивилизованным литовским народом. Назначение духовных начальств из польской народности уже издавна превратило римскую церковь в надежное орудие полонизации и сделало эту церковь синонимом польской народности. Располячение западной церкви является в Северо-Западном крае насущною современною задачею. Обстоятельства времени складываются для этого ныне весьма благоприятно. Систематическое преследование литовской народности со стороны польской дискредитировало последнюю в глазах литовского народа. Ныне процесс ополячения литовцев идет на убыль, литовская народность стала на путь самосознания; снятие существовавшего в отношении латино-литовского шрифта запрещения упростило многие из современных вопросов политики в крае; правительство дало право гражданства литовскому языку в низшей школе и в среде римско-католического духовенства литовской народности появилось не мало бойцов за самобытность, под влиянием которых, насколько мне известно, местное литовское население Виленской римско-католической епархии тысячами подписей под особым адресом на имя Папы засвидетельствовало свой протест против полонизационных стремлений нынешнего представителя высшей духовной католической власти в крае . Эти благоприятные условия, при соответствующей поддержке со стороны правительства, могут оказать большую услугу последнему в деле завершения многовековой культурно-политической борьбы между русскими и поляками относительно Северо-Западного края . В этих видах в деле рассвобождения литовской народности от польского влияния со стороны Министерства внутренних дел могло бы быть оказано местной власти сильное содействие, если бы при назначении на кафедру Виленского Суфрагана Епископа, о чем , как я знаю, желает ходатайствовать Виленский римско-католический епископ, выбор был остановлен на одном из ксендзов литовской народности при условии лояльности его направления. Все сказанное мною относительно литовской народности может быть во многом отнесено и к вопросу о польско-католическом влиянии на белоруссов. Белорусское племя, преобладающее в составе населения Гродненской и Виленский губернии, по языку и нравам представляет нечто среднее между коренными русскими и поляками. В то время как малоросс в юго-западном крае необходимо тяготеет к России и культурная его сила уходит в великорусское море, северо-западный белорус одинаково легко обращается и в русского и в поляка, тяготея культурно более к последнему в силу того, что Литва и Белая Русь в течение нескольких веков были с Польшей в государственном союзе, оставившем глубокий след во многих проявлениях местной жизни. Это создает в Литве и Белоруссии культурную борьбу, в юго-западном крае фактически уже законченную в пользу русского элемента. При этом надлежит помнить, что в польско-русской борьбе в Литве и Белоруссии у центральной государственной власти, кроме мер культурного характера, в настоящее время, по моему мнению, нет никакой возможности ни помочь, ни помешать которой либо из сторон. Всякое внешнее угнетение польского элемента, глубоко несправедливое и противное русскому чувству само по себе, как доказано опытом, приводит к прямо противоположным результатам, усиливая гонимый элемент и нравственно обессиливая покровительствуемый. Поэтому признавая необходимым осуществление национальных требований польской народности в пределах ее этнографического распространения, правительство должно всеми культурными мерами пробуждать сознание в Белоруссии и сохранить белорусов для восприятия русской культуры. После издания указов последнего времени, рассвободивших римско-католическую церковь и польский язык от тяготевших на них в течение последних 40 лет стеснений, для меня не было никакого сомнения в том, что местное польское общество, при его повышенном самосознании, обратит всю свою энергию на малокультурных, забытых, приниженных белорусов. Отсюда совершенно естественным является то, что поляки добиваются открытия польского университета в гор. Вильне, что они завели дешевые газеты, наводнившие все римско-католические приходы с белорусским населением, что они наполнили своими соплеменниками все общественные учреждения, которые были для них доступны и т.д. Винить поляков в этом стремлении расширить свою культуру я не могу. Я только сожалею о поразительной недальновидности и достойной сожаления вялости местной русской интеллигенции, которая ничего не сделала за последние сорок лет для поднятия национального самосознания белорусов при полной поддержке со стороны краевой администрации и которая так равнодушно отнеслась после указа 12 декабря 1904 года первым симптомам надвигавшейся полонизации белорусов.
Со своей стороны признавая, что государственная политика должна принимать в соображение и естественные права основной народности края, коей принадлежит 72 % земли, и находя допущение полонизации белорусского племени великим грехом пред русским народом, я считаю, что правительству в настоящее время надо отказаться от проводимой им в течение 40 лет политики механического воздействия и помимо мер, указанных моим предшественником А.А. Фрезе, в отзыве от 11 марта 1905 года за № 82 относительно скорейшего введения дополнительного богослужения на белорусском языке в римско-католических приходах с белорусским населением, надлежит содействовать пробуждению творческих сил белорусского племени путем открытия на местах низших школ с преподавательским белорусским языком, созданием кадра убежденных и бескорыстных просвещенных священнослужителей из местного населения, облегчением крестьянскому белорусскому населению приобретения земель, развитием сети экономических потребительных обществ, изданием дешевых народных книжек на местном наречии и т.д. В этих видах, оказывая с своей стороны всяческое содействие пробуждению национального самосознания белорусов, я вместе с тем всеми от меня зависящими средствами. и мерами помогаю возникшим в настоящем году в Вильне обществам «Северо-Западное Русское Вече», и «Крестьянин», поставившим себе задачею охранять белорусскую народность от напора полонизма.
Вместе с тем я возлагаю надежду на то, что при введении земского самоуправления в Литве и Белоруссии, русская культура и язык будут иметь шансы естественно взять вверх в особенности, если этот край отрежется экономически от польских промышленных центров и войдет в район центров великорусских. При русском языке в школе, администрации, суде и самоуправлении, при порядках и законах, одинаковых с имперскими, для польской культуры фактически не будет места и она естественно ослабнет, в особенности если будет поведена борьба не против польского элемента, как такового, а против римско-католического духовенства в смысле мер, рекомендованных в означенном отношении и моим предместником. В высшей степени, конечно, желательно при организации самоуправления специально в этой области дать преобладание крестьянскому элементу пред элементами городским и частно-владельческим польским. Это будет вернейшее средство поднять русский элемент в крае.
Чтобы не быть голословным в обвинении местного римско-католического клира в стремлении к полонизации белорусов, позволяю себе обратить внимание Вашего Высокопревосходительства на прилагаемые при сем переводы с польского двух воззваний, в массе раздаваемых местными ксендзами при паломничествах в Вильну богомольцев белоруссов.
Вместе с тем считаю долгом приложить к сему появившийся на книжном рынке Гродненской и Виленской губерний белорусский букварь, напечатанный латино-польскими шрифтом, факт составления которого ярко иллюстрирует энергию и инициативу польских культурных кружков. Этой энергии должна быть противопоставлена неослабная работа местной русской интеллигенции и нарождающейся белорусской интеллигенции, широко поддержанная правительством в прямых интересах коего изыскать и ассигновать для этой цели материальные средства.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments