istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

Полиция Витебской губернии на рубеже XIX-XX вв.

Небольшой опубликованный текст о полиции Витебской губернии в конце XIX - начале XX в. Основной тезис: слабость полицейских структур для борьбы с массовыми революционными беспорядками.
В процессе подготовки полицейской реформы Министерство внутренних дел обращалось к губернаторам с запросами для сбора информации о состоянии полицейских учреждений губернии. Вместе с тем Департамент полиции МВД предлагал представить свои соображения о необходимых преобразованиях в устройстве городских и уездных полицейских управлений. 3 июля 1900 г. соответствующее распоряжение было получено витебским губернатором И.И. Чепелевским (1899–1904). В течение нескольких месяцев полицеймейстеры и исправники направили в витебское губернское правление рапорты с затребованными сведениями и предложениями, которые были обобщены и от имени губернатора направлены 14 декабря 1900 г. в Департамент полиции МВД.
Согласно этому документу в составе уездных полицейских управлений Витебской губернии полицейские обязанности в 1900 г. исполняло 11 исправников, 11 помощников исправника, 11 секретарей и 22 столоначальника, 11 регистраторов, 38 становых приставов, 2 полицейских пристава и 2 их помощника, 9 полицейских надзирателей, 136 полицейских урядников и 112 городовых в уездных городах. В своей деятельности полицейские урядники опирались на выборных от крестьянских обществ десятских и сотских.
Однако витебский губернатор И.И. Чепелевский констатировал, что «наличный состав полиции далеко не в состоянии обеспечить спокойствие и безопасность жителей». Этот вывод был обусловлен тем, что «в среднем … на каждый стан приходится 568 населенных пунктов, 1057 квадратных верст и 34483 души, на уряднический участок 148 населенных пунктов, 298 квадратных верст и 9706 душ и на каждого сотского и десятского 2 населенных пункта, 4 квадратных версты и 132 души». Конфигурация и площадь стана были таковы, что в отдельных случаях становую квартиру от уездного полицейского управления разделяло «84 версты». В среднем же расстояние между местом пребывания станового пристава и уездным городом колебалось от 20 до 50 верст, приблизительное такое же пространство отделяло полицейских урядников от становых квартир. Такие площади и расстояния существенно затрудняли управление и повседневную полицейскую деятельность чинов уездной полиции.
В этой связи витебский губернатор предлагал, во-первых, изменить административные границы, увеличив количество станов и участков полицейских урядников. На основании рапортов исправников были разработаны оптимальные средние размеры площади станов, участков и количество проживающего на их территории населения. В частности, в итоговом документе указывалось, что на каждого станового пристава должно приходится «по 25000 жителей и 750 квадратных верст», на полицейского урядника – «по 6000 жителей и 200 квадратных верст». Соблюдение этих пропорций требовало, по мнению губернатора, увеличение количества станов с 38 до 54, а должностей полицейских урядников – с 136 до 216. Во-вторых, витебский губернатор считал необходимым заменить выборных десятских и сотских, которые «несут свои обязанности крайне небрежно», «особыми наемными сельскими стражниками». Эти полицейские стражники, по мысли губернатора, получили бы статус «наравне с полицейскими городовыми, с подчинением стражников непосредственно полицейским урядникам». В результате этой меры планировалось ввести должности 994 стражников, в том числе 864 участковых и 130 при уездных полицейских управлениях. Вместе с тем губернатор советовал сохранить традиционные полицейские обязанности сельских старшин и волостных правлений. На этих представителей сельской администрации возлагалось расследование преступлений на бытовой почве, мелких административных правонарушений. В-третьих, каждому становому приставу из-за возросшего объема дел и частых разъездов было необходимо назначить по «одному штатному письмоводителю, с правами государственной службы». Письмоводителю поручалось бы ведение служебной переписки в канцелярии. Кроме того, витебский губернатор рекомендовал упразднить должности полицейских приставов и их помощников в Лепеле и Режице, а вместо этих полицейских чинов учредить по одному полицейскому надзирателю в Лепеле, Городке, Дриссе, Себеже и Люцине, а по два надзирателя – в Режице, Велиже и Невеле.
Штаты городских полиций Витебской губернии не пересматривались с 25 декабря 1862 г. В конце XIX в. стало очевидным несоответствие между штатной структурой городских полицейских управлений и возросшей численностью населения городов, площадью городской застройки, количеством промышленных предприятий и объектами сферы услуг и развлечений: от гостиниц до трактиров. Например, если в 1862 г. в губернском Витебске проживало 29455 человек на площади 5 кв. верст, то в 1898 г. городское население составляло уже 70624 чел. на площади чуть более 15 кв. верст. Еще больше жителей насчитывалось в Двинске (бывший Динабург) – 72000 человек. Сам город раскинулся на площади в 17,5 кв. верст. Вместе с тем во всех 3-х городских полицейских управлениях Витебской губернии (Витебск, Двинск, Полоцк) служило 3 полицеймейстера, 2 помощника полицеймейстера, 3 секретаря, 7 частных приставов и 14 помощников частных приставов, 249 городовых.
В качестве проекта реорганизации городской полиции предлагалось увеличить штатный состав чинов полицейских управлений. В Витебске и Двинске следовало учредить по 4 пристава, 4 помощников пристава, 4 письмоводителей, а также ввести пост помощника пристава «для заведывания сыскною частью» и добавить 12 околоточных надзирателей. Кроме того, предлагалось довести число нижних полицейских чинов в каждом городе до 141 человек (28 старших и 113 младших городовых) и учредить по 5 конных стражников. Увеличение количества городовых мотивировалось тем, что «в этих двух городах не имеется специальных дворников», а создание конной полицейской стражи «является необходимым в целях быстрого преследования преступников, и успешного обнаружения преступлений, а также для предупреждения их». Обязанности конной стражи заключались не только в борьбе с уголовной преступностью, но и в предотвращении массовых политических беспорядков с участием рабочих. Конные разъезды «по окраинам города, особенно могли бы содействовать к предупреждению разного рода скопищ и к водворению порядка и общественной безопасности». В городском полицейском управлении Полоцка предполагалось добавить лишь письмоводителя к приставу.
Состав всех 3-х полицейских управлений усиливался 2 столоначальниками и регистратором в каждом присутствии.
Таким образом, высшая администрация Витебской губернии на рубеже веков осознавала несоответствие между штатной структурой местных полицейских учреждений и площадью административно-территориальных единиц, а также несравненно возросшим объемом полицейских обязанностей, обусловленным ростом сельского и городского населения, развитием промышленности и торговли. Слабость полицейских учреждений требовала неотложных мер по усилению штатной численности чиновников и нижних чинов полиции. В частности, 5 мая 1903 г. было принято решение об учреждении в 46 губерниях Российской империи полицейской стражи, однако в полном составе стража в Витебской губернии была развернута тогда, когда почти вся губерния оказалась охвачена аграрными беспорядками. В полной мере недееспособность полиции проявилась в период массовых политических беспорядков 1905–1907 гг. в Витебске и других городах губернии, что закономерно, поскольку существенного усиления штатов не произошло.
Subscribe

  • Польская музыка в пятницу

    "Прямые дороги" от "Цветка яблони".

  • То, что нас объединяет

    Давненько демотиваторов польских не выкладывал. ПиС не уволит всех трудоустроенных по знакомству в государственных компаниях, агентствах,…

  • Не сотвори себе кумира

    Часть выступления профессора Станислава Беленя под названием «Юзеф Пилсудский – анатомия культа и переворота» на презентации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments