istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

Измышлизмы

Что тут скажешь. Умеет ДЕГ в небольшом посте удивить, заставить задуматься. Как всегда. Вот "Мясорубка Станиславского" http://galkovsky.livejournal.com/150198.html о русских. На этот счет попутные соображения, которые возникли в голове при чтении.
Можно признать, что русские отличаются высокой адаптивностью к иным культурам. Косвенным показателем этого является отсутствие в настоящее время в дальнем зарубежье устойчивых русских диаспор, которые бы поддерживали прочную связь с родиной, вкладывали деньги в бизнес, осуществляли масштабные научные, издательские и культурные проекты с соотечественниками. Русская эмиграция гражданской войны после утраты надежды на возвращение просуществовала в течение межвоенного промежутка времени (что уже заслуживает уважения), а потом по мере смены поколений так и не сформировалась в альтернативную Россию, не сумела обеспечить преемственность. Насколько понимаю, первое поколение делает все для адаптации, а второе – окончательно растворяется в новом мире, ну а внуки рассматривают русские корни как прикол. В Латвии русских дискриминируют, это, конечно, вызывает у них недовольство, поскольку они оказались в пределах Латвии не как эмигранты, заведомо готовые к неполноправному статусу, необходимости объяснять себя, а как граждане, прожившие или даже родившиеся в Латвийской ССР, одной из союзных республик. Но вот что-то массового исхода на историческую родину не наблюдается и никто похоже не хочет расставаться с паспортом, открывающим дверь в Евросоюз. Да простят меня почвенники всех стран и народов, но верно как латыши смиренно учат английский или немецкий, так и русские с фигой в кармане сдают экзамены на знание латышского (предполагаю, что к ужасу латышей), но предпочитают свободно владеть английским с прицелом на работу в Германии, Франции или Великобритании. Есть сильный соблазн заклеймить эту «гибкость» как измену традициям, вере, родине и так далее, но это осуждение в большинстве случаев окажется поверхностным и будет перепевом советского агитпропа о мировом империализме. Так, на предмет веры, то тоже православие вовсе не «приватизировано» русскими (сербы, болгары, греки, румыны, македонцы и проч.) и непонятно почему православие ограничивается контрольно-следовой полосой, ограждающей «духовность». Что касается родины, то место рождения и отечество-нация-государство – это все-таки разные вещи, а когда нет причастности к истории своей страны в плане «своего дела» (не умею сказать лучше), то нечего и удивляться легкой забывчивости. В Совдепии разве что во время Великой Отечественной войны русских вся ситуация «на выживание» заставила вспомнить о том, что они «русские», а тов. Сталин аж прослезился с тостом в 1945 г. (спасыба, русский народ). Накануне, во время и после ВОВ агитпроп «перестроился», внес коррективы в пропаганду, частично отказался от «великорусского шовинизма»: «прощание славянки», орден А. Невского, погоны на офицерских плечах, патриотические фильмы о А. Суворове и Ф. Ушакове, переименование наркоматов в министерства. Только вот можно ли назвать СССР русским государством после идеологической косметики? То, что русские «легко» приспосабливаются, является скорее признаком высокой культуры или, по крайней мере, способностей к культуре. Стремление изолироваться чаще говорит о слабости, чем о силе. Интереснее размышлять о культурных особенностях русских: открытость, пресловутые «крайности» или – или.
Русские – не славяне, но вот поляки, болгары, чехи или сербы – славяне. Полякам, например, некоторые отказывали в принадлежности к славянству, утверждая, что кельтский элемент отгородил их от славянского мира. В чем в таком случае суть славянства? Какие культурные черты (если отвлечься от языковой общности) объединяют пресловутых «южных и западных» славян в противовес русским, вовсе непонятно из рассуждений ДЕГ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments