istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Category:

Народность и нация - 4

Окончание Наконец, понятия "народность", "национальность" и "нация" в отношениях с окружающим миром используются для артикуляции проблемы эмансипации России. Эта эмансипация может быть как "проевропейская", так и "антиевропейская". Уваров, запустивший "народность" в политический обиход, тесно связывал с этим понятием темы "взрослости России", утверждения престижа русской культуры и права быть избирательным в заимствованиях с Запада. Но с самого начала он считал необходимым настойчиво подчеркивать европейскую ориентацию и формулу "эмансипации в Европе", опасаясь интерпретации этих тем в антиевропейском духе. Так проявляется в 1830-е гг. одна из ключевых тем русской политической жизни, не раз возвращавшаяся впоследствии: стремление власти жестко определять меру европейских заимствований. В этом стремлении власть часто смешивала мотивы расчета и осторожности с эгоистическим авторитаризмом, и оказывалась в той или иной степени в конфронтации как с западнической, так и с изоляционистской частью политического спектра. Объяснение предпочтению, вплоть до 1870-х гг. отдаваемому властями понятию "народность" перед понятием "нация", следует искать на перекрещении взаимосвязанных тем определения отношений России с Европой и определения идеальной модели политического устройства. Но уже с конца 1860-х гг. утверждающееся понятие "нации", "национальности" успешно служит для выражения как последовательно антизападной, причем в цивилизационном, а не ситуационно-политическом смысле (Н. Я. Данилевский), так и последовательно западнической позиции.
В заключение еще раз подчеркну, что все эти соображения носят сугубо предварительный характер. Надеюсь, однако, что они могут послужить предметом обсуждения и, одновременно, задать некоторые рамки дискуссии и, возможно, подскажут кому-то направление будущей исследовательской работы.
стр. 161
Примечания

1 См.: Koselleck R. Einleitung // Geschichlliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland. (Hrsg.). O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck. Bd. 1. S. XIII - XXVII. Stuttgart, 1972; Koselleck R. Vergangene Zukunfl: Zur Semantik geschichtlichen Zeiten. Frankfurt am Main, 1979; Historische Semantik und Begriffsgeschichte. (Hrsg.) R. Koselleck. Stuttgart, 1979; The Meaning of Historical Terms and Concepts. New Studies on Begriffsgeschichte / ed. by H. Lehmann, M. Richter. Washington, 1996.

2 См.: Skinner Q. Meaning and Understanding in the History of Ideas // History and Theory. 1969. N 1. P. 3 - 53; idem. Foundations of Modern Political Thought. Vol. 1, 2. Cambridge, 1978; idem. Language and Political Change // Political Innovation and Conceptual Change/ ed. by Ball T. and Fair J. Cambridge, 1989; Pocock J. G. A. Politics, Language, and Time: Essays on Political Thought and History. Chicago, 1989; Pocock J., Skinner Q. et al. Intellectual History // History Today. 1985. N 35. См. также: Meaning and Context: Quentin Skinner and His Critiques / ed. by Tully J. Cambridge, 1988.

3 Хорошая отправная точка для сравнительного анализа этих методологических направлений: Richter M. Reconstructing the History of Political Languages: Pocock, Skinner, and the Geschichtliche Grundbegriffe // History and Theory. Vol. 29. N. 1. Feb. 1990. P. 38 - 70.

4 Pocock J., Skinner Q. et al. Intellectual History. P. 52.

5 Pocock J. Politics, Language and Time, P. 14 - 15.

6 Skinner Q. Foundations of Modern Political Thought. Vol. 1. P. XI.

7 Отмечу также, что как всякое новое направление, и Begriffsgeschichte, и Кембриджская школа были слишком критично настроены в отношении предшественников, в данном случае традиционной истории идей. Мне кажется, что вполне совместимы с описанными новыми постулатами и сохраняют свое значение, например, такая исследовательская категория, как "стиль мышления", разработанная Карлом Манхеймом (см.: Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994), и такой метод, как реконструкция идеологических оппозиций, продуктивность которого была убедительно продемонстрирована Анджеем Валицким в его исследовании славянофильства (Walicki A. W krejgu konserwatywnej utopii. Warszawa, 1964.)

8 Отмечу три более ранние попытки анализировать понятие народность: Бадалян Д. А. Понятие "народность" в русской культуре XIX века // Исторические понятия и политические идеи в России XVI - XIX века. СПб., 2006. С. 108 - 122 (где понятие народность рассматривается только как эстетический критерий), весьма краткий, и, рискну сказать, во многом поверхностный текст о народности как политической концепции: Perrie M. Narodnost': Notions of National Identity // Constructing Russian Culture in the Age of Revolution: 1881 - 1940 / ed. by С. Kelly and D. Shepherd. Oxford, 1998. P. 28 - 37. Понятие народность рассматривается также в: Knight N. Ethnicity, Nationality and the Masses: Narodnost' and Modernity in Imperial Russia // Russian Modernity: Politics, Knowledge, Practicies / ed. by D. L. Hoffmann, Y. Kotsonis. N. Y., 2000. P. 41 - 65.

9 Например, обзор публицистики по национальному вопросу, сделанный Н. А. Рубакиным в 1915 г., с аналитической точки зрения был слаб уже тогда, когда был напечатан, но может послужить неплохим путеводителем при выборе тем для таких работ. См.: Рубакин Н. А. "Национальный вопрос" // Рубакин Н. А. Среди книг. Т. 3. полутом 1. Пг., 1915. С. 100 - 198.
10 Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. СПб., 1910. С. 5. (Отдельный оттиск из "Сборника Отделения русского языка и словесности Имп. Академии Наук". Т. LXXXVIII. N 2.) Я признателен А. Семенову за указание на этот источник (см. его доклад "The Problem of Modem Temporality of Russian Political Discourses", который был представлен на международном семинаре "Doing History of Concepts" в Европейском Университете в Санкт-Петербурге 17 - 19 марта 2005 г.). Оговорюсь, что нуждается в проверке гипотеза о том, что другим возможным каналом заимствования (через тесные церковные связи) была Сербия, где слово "нация" именно в такой форме появляется также в первой половине XVIII в. Сербские духовные лица и семинаристы уже в то время часто посещали Киев и Одессу.
11 Первое издание см. в приложениях к кн.: Смирнов Н. А. Указ. соч. С. 362 - 382.
12 Цитируется по: Смирнов Н. А. Указ. соч. С. 203.
13 Под названием "Сборник" этот документ опубликован в: Смирнов Н. А. Указ. соч. С. 383 - 384. Отметим, однако, что в объяснении "Лексикона" перечислены "государственные" нации (русские, немцы, поляки), так что нельзя уверенно утверждать, что нация и народ трактуются здесь как категории сугубо этнические.
15 См.: Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С. 80, 81, 83, 84. Договор составлялся на трех языках. Во французской версии слово "nation" есть, турецкая версия слова "нация" не содержит и говорит о татарских группах (Tevaif-i Tatar) и о татарских странах (Memalik-i Tatarieye). Интересно, что понятие "нация" в русской и французской версиях используются несимметрично. Французская говорит о "toutes le nations Tartar" там, где русская говорит о "татарских народах", и о "etat politique et civil" там, где в русском варианте стоит "нация". (См.: Karl Stupp (Hrg.) Ausgewahlte Aktenstucke zur orientalischen Frage. Gotha, 1916). Впрочем, как и в "Лексиконе", нельзя считать "этническое значение" очевидным.
17 Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1959. С. 191.
18 Цитируется по: Шильдер Н. Александр I // Русский биографический словарь. Т. 1. СПб., 1896. С. 141 - 384. Цитата на с. 159 - 160.
19 Пушкин А. С. Записки бригадира Моро де Бразе // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 16 т. Т. 10. М., 1949. С. 312, 314.
20 Словарь языка Пушкина. Т. 2. М., 2001. С. 761, 762, 786.
стр. 162
--------------------------------------------------------------------------------
21 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1881. С. 461. Остафьевский архив князей Вяземских.
22 Переписка князя П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1812 - 1819. СПб., 1899. С. 357 - 358.
23 Там же. С. 370.
24 Там же. С. 377.
25 Там же. С. 376.
26 Вяземский П. А. Разбор второго разговора... // Дамский журнал. 1824. N 8. С. 76 - 77. Цит. по: Бадалян Д. А. Понятие "народность"... С. 113. В немецком языке этот вариант двойственности тоже присутствует. Слово "narodowosc", использованное Вяземским как образец, современный польско-немецкий словарь переводит как "Nationalitat" или как "Volkszugehorigkeit". (Polonisch-Deutch Vorterbuch. Langenscheidts, Berlin, 1980. S. A290).

27 Словарь языка Пушкина. Т. 2. С. 761.

28 Пушкин А. С. [О народности в литературе] // Пушкин А. Полн. собр. соч. Т. 11. М., 1949. С. 40.
29 Подробно см.: Бадалян Д. А. Понятие "народность"... С. 113 - 114.
30 См.: Зорин А. Идеология "православия-самодержавия-народности": опыт реконструкции. (Неизвестный автограф меморандума С. С. Уварова Николаю I) // Новое литературное обозрение. N 24 (1997). С. 71 - 104.
31 В своей записке царю в 1843 г. Уваров говорит о необходимости подавить в среде польской молодежи мечтания о "частной народности и пустое стремление к восстановлению утраченной самобытности", понимая под "народностью" и "самобытностью" государственный суверенитет и ностальгию по Речи Посполитой. Говоря в этой же записке о немецком дворянстве прибалтийских губерний, он употребляет слово "национальность": "Мысль, что их мнимая национальность есть национальность Германская, сильно укоренилась между ними". См.: Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833 - 1843. (Записка, представленная государю императору Николаю Павловичу министром народного просвещения графом Уваровым в 1843 г. и возвращенная с собственноручною надписью его величества: "Читал с удовольствием"), СПб., 1864. С. 124, 50 - 51.

32 Устрялов Н. О системе прагматической русской истории. СПб., 1836.

33 О подчеркивании Романовыми своего иноземного происхождения см.: Уортман Р. Сценарии власти. Т. 1. М., 2002. О проблемах, которые все европейские династии испытывали в процессе национализации, см., напр.: Hobsbawm E. The Age of Empire. 1875 - 1914. N. Y., 1989. P. 149.

34 Как следствие начатой тогда эволюции, уже в 1864 г. Погодин выражал искреннее возмущение по поводу выдержанных в духе традиционной империи рассуждений Шедо-Феротти о том, что царь должен быть монархом, в равной мере близким для всех проживающих в империи народов. "Русский государь родился, вырос из Русской земли, он приобрел все области с русскими людьми, русским трудом и русской кровью! Курляндия, Имеретия, Алеутия и Курилия суть воскрылия его ризы, полы его одежды, а его душегрейка есть Святая Русь... видеть в государе не Русского, а сборного человека из всех живущих в России национальностей, это есть такая нелепость, которой ни один настоящий русский человек слышать не может без всякого негодования".

35 Погодин М. П. Польский вопрос. Собрание рассуждений, записок и замечаний. 1831 - 1867. М., 1867. С. 189.

36 Подробнее об триаде Уварова см.: Miller A. The Romanov Empire and Nationalism. Essays in Methodology of Historical Research. Budapest; N. Y., 2008. Ch. 5.

37 Десятилетие Министерства народного просвещения... С. 75 - 76.

38 См.: Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 441.

39 Белинский В. Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия. (1841 г.) // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 10 т. Т. 5. М., 1954. С. 654.

40 Плетнев. О народности в литературе. Речь 31 августа 1833 г. в Санкт-Петербургском Университете // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. N 1. С. 6 - 8.

41 Вряд ли Белинский ошибочно имеет здесь в виду, что "народность" слово старое, скорее - что оно образовано от русского корня.

42 Это место о включенности в нацию всех сословий было удалено цензурой. См.: Белинский В. Г. Общий взгляд на народную поэзию... С. 681. Тема прямой связи образованных слоев и низших сословий последовательно преследовалась цензурой, которая исключила и следующее рассуждение: "Последняя (национальность. - А. М.) свободно разумеет первую (народность, - А. М.), ибо, как высшее, заключает ее в себе, но, чтоб говорить понятным языком с первою, должна наклоняться до нее". (Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии... // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 122).

43 Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии... С. 121.

43 Там же. С. 123 - 124. Отметим, вслед за О. Ю. Малиновой (См. Малиново О. Ю. Традиционалистская и прогрессистская модели национальной идентичности в общественно-политических дискуссиях 1830 - 1840-х гг. в России // Консерватизм в России и мире. В 3 ч. Ч. 1. Воронеж, 2004. С. 27 - 49), противоположную иерархию "народности" и "национальности" в представлениях К. С. Аксакова. Малинова пишет: "В статье, написанной в конце 1838 - начале 1839 г., т. е. еще до разрыва с кружком Станкевича, К. С. Аксаков представлял эволюцию сообщества как диалектику общего, особенного и единичного. Роль общего в его изложении отводилась человеку, его "отречением" в особенное оказывалась "нация" - стадия, на протяжении которой "всякий индивидуум известного народа имеет значение во столько, во сколько он национален", - а синтез общего и особенного в единичном трактовался как "возвышение" до "народности", когда "индивидуум освобожден, имеет



стр. 163

--------------------------------------------------------------------------------


--------------------------------------------------------------------------------

качественное значение и таким образом вместе с жизнью индивидуума проявляется и жизнь общая". (См. Аксаков К. С. Чудная страна // Вопросы философии. 1990. N 2. С. 169 - 170)".

44 Белинский В. Г. Общий взгляд на народную поэзию... С. 654.

45 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу в 1846 году. Полн. соб. соч. Т. 10. М., 1956. С. 21.

46 Там же. С. 29.

47 Плетнев. О народности в литературе... С. 2.

48 Русский Архив. 1866. N 7. Стб. 1082 - 1088. Цитата - Стб. 1088.

49 Катков М. М. 1863 год. Собрание статей, по польскому вопросу, помещавшихся в "Московских Ведомостях", "Русском Вестнике" и "Современной Летописи". Вып. 1. М., 1887. С. 276.

50 Письма А. В. Рачинского попечителю Виленского учебного округа И. П. Корнилову // РО РНБ, ф. 377, ед. хр. 1034, л. 34 (письмо от 11 июля 1871 г.) и л. 36 (письмо от 17 июля 1871 г.). Я признателен М. Д. Долбилову за эту цитату. Подробно об А. В. Рачинском см.: Долбилов М. Русский край, чужая вера: власть и этнорелигиозная идентичность в северо-западных губерниях при Александре П. (в печати. М., 2008).

51 Катков отлично осознавал возможность таких возражений, и уже в 1866 г. писал: "Ни христианство, ни православие не совпадают с какою-либо одною народностью... Как православными могут быть и действительно есть и не-русские люди, так точно и между русскими есть неправославные... Было бы в высшей степени несообразно ни со вселенским характером православия, ни с политическими и национальными интересами России отметать от русского народа всех русских подданных католического или евангелического исповедания, а также еврейского закона, и делать из них, вопреки здравому смыслу, поляков или немцев. Народы различаются между собой не по религиозным верованиям, а прежде всего по языку, и как только русские католики и евангелики, а равно и евреи усвоили бы себе русский язык не только для общественного житейского своего обихода, но и для духовной своей жизни, они перестали бы быть элементом в национальном отношении чуждым, неприязненным и опасным русскому обществу". (См.: Московские ведомости. N 53. 10 марта 1866. Цит. по: Катков М. Н. Собрание передовых статей "Московских ведомостей", 1866. М., 1897. С. 154). В этой цитате очень хорошо видно, как Катков сознательно перемежает понятия "народность", "народ", "национальные интересы".

52 День. 1861. 21 октября. N 2. С. 15.

53 Подробнее см.: Миллер А. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). СПб., 2000.

54 Русский вестник. Т. 32. 1861. С. 5.

55 Подробное обсуждение этой темы см. в: Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма / Российская империя в сравнительной перспективе / под ред. А. Миллера. М., 2004. С. 265 - 285.

56 Именно от имени "единой и неделимой России" был поставлен в Киеве памятник Богдану Хмельницкому.

57 Об эволюции концепции общерусской нации в годы Первой мировой войны и революции см.: Миллер А. Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторического исследования. М., 2006. Гл. 6.

58 Государственная Дума. 3 созыв. Стеногр. отчеты. 1911 г. сессия V. Ч. I. Заседание 30. 25 декабря 1911 г. СПб., 1911 г. С. 2745.

59 Там же. С. 2746.

60 Русская мысль. 1914. N 12. С. 176 - 180.

61 Струве П. Б. Общерусская культура и украинский партикуляризм. Русская мысль, 1912. N 1. С. 68, 82.

62 Вл. С. (Соловьев В.). Национализм // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XX А. СПб., 1897. С. 710.

63 См.: Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Исторические очерки. Изд. 3. СПб., 1906.

64 Отмечу, что в первой половине XIX в. мотив противопоставления нравственной силы народа слабости образованных слоев встречается и у западнически настроенных людей. Так, знаменитый адмирал П. В. Чичагов (1765 - 1849) в своих записках, составленных уже в период жизни во Франции, после отставки в 1813 г., и, скорее всего, до того, как он полностью ослеп в 1834 г. (более точной датировки записок нет), писал: "У дворянства нет большой нравственной силы, но в русском народе, переносящем иго самовластья в течение веков, никогда не оскудеет примерная нравственная сила, заслуживающая удивления иноземцев". (Архив адмирала П. В. Чичагова. Вып. 1. СПб. 1885. С. 124 - 125). Здесь же Чичагов использует понятие "нация" (С. 122).

65 Пыпин А. Н. Древний период русской литературы и образованности. Сравнительно-исторические очерки // Вестник Европы. 1875. N 11. С. 104.

66 Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. М., 2003. С. 46.

67 Малиново О. Ю. Национальная самобытность и прогресс: интерпретации "идеи нации" в пореформенной России // Космополис. 2005. N 4 (14). С. 59 - 83. О. Ю. Малинова опубликовала также ряд ценных статей, в которых рассмотрены интерпретации понятия "нация" в мысли западников и славянофилов, хотя соотношение понятий "народность", "национальность", "нация", "народ" не всегда находится в центре ее внимания. См.: Малинова О. Ю. Традиционалистская и прогрессистская модели национальной идентичности... С. 27 - 49; Малинова О. Ю. Образы "Запада" и модели русской идентичности в дискуссиях середины XIX века // Космополис. 2005. N 2 (12). С. 38 - 59.

68 Большая Энциклопедия / под ред. С. Н. Южакова. Т. 13. СПб., б. д. [1900 - 1909]. С. 715. Примеры такой иерархии понятий можно встретить и в конце XIX в. Так, известный миссионер Н. И. Ильминский 21 апреля



стр. 164

--------------------------------------------------------------------------------


--------------------------------------------------------------------------------

1891 г. писал К. П. Победоносцеву о народах Поволжья: "Я полагаю, что такие мелкие разрозненные народности не могут прочно существовать и, в конце концов, они сольются с русским народом самим историческим ходом жизни" (Письма Н. И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву. Казань, 1895. С. 399).

69 Трактовка понятий "нация" и "национализм" в правой части политического спектра, особенно после 1905 г., остается за рамками данной статьи. Лучшей на сегодня работой о Всероссийском национальном союзе является кн.: Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. М., 2001.

70 Вл. С. (Соловьев В.) Национализм. С. 710.
71 Роль цензуры в регулировании использования понятия "нация" нуждается в специальном исследовании. Помимо уже приведенных примеров вмешательства цензуры в творчество Белинского, "можно упомянуть негласный запрет, наложенный властями на Каткова, в результате которого ведущий националистический журналист того времени не мог публиковать статей по национальной проблематике с 1871 по 1882 г. (См.: Чернуха В. Т. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978. С. 181). Возможно, что это стало результатом специального заседания Совета министров 20 ноября 1871 г., на котором по инициативе министра внутренних дел А. Е. Тимашева обсуждалась слишком независимая позиция "Московских ведомостей". (См.: Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. Т. 2. Москва, 1961. С. 275, 503; Никитенко А. В. Дневник. Т. 3. 1955. С. 161).

72 Подробнее о нации как таком ключевом символе, оспариваемом разными политическими силами в XX в., см.: Verdery K. Whither "Nation" and "Nationalism"? // Daedalus. Summer 1993. P. 37. Оговорюсь, что в последние десятилетия существования империи Романовых с "нацией" как ключевым символом соперничает "класс".

73 В этой связи было бы крайне важно изучить использование понятий "нация" и "народность" в правовой литературе.

74 Сигма (Сыромятников С. Н.). Дома. XLII // Новое время. 1903. 9 (22) февраля. N 9675. Я признателен Б. Межуеву за указание на эту цитату.
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment