istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Category:

О скитаниях вечных и о земле

Бегло просматривал один из влиятельных польских еженедельников и натолкнулся на рейтинг самых успешных в коммерческом плане польских писателей 2019 года. Меня заинтересовали писатели-фантасты. Среди мастеров этого жанра на первом месте предсказуемо оказался Анджей Сапковский, который ориентировочно в уходящем году заработал чуть более 292 тысяч злотых (по подсчетам журналистов), то есть где-то в районе 73-74 тысяч долларов. Было продано почти 167 тысяч экземпляров. Он разместился на 9 месте, попав в первую десятку. Остается только надеяться, что продавая авторские права на экранизацию "Ведьмака" Нетфликсу пан Анджей уже не совершил ошибки аналогичной с компьютерной игрой о Геральте. Если Сапковского русский читатель знает очень хорошо, то вот второе и третье место для меня оказалось неожиданностью. На втором месте разместился Анджей Пилипюк, чьи книжки разошлись тиражом в 162 тыс. единиц и принесли автору 247 тысяч злотых или около 62 тыс. долларов. Он занял 13 место в списке успешных писателей. На русском, если не ошибаюсь, есть только переводы отдельных глав из его цикла о сельском алкаше и экзорцисте Якубе Вендровиче. На польском одну или две книги из цикла прочитал, на остальные времени не хватило. На мой вкус хорош, но все же Ярослав Гжендович мне понравился гораздо больше.

                                                                 Такой польский ватник.
А вот третьим в списке из фантастов оказался Яцек Пекара с распроданными 126 тыс. книгами и доходом в 49 тыс. долларов. Из произведений Пекары на русский переводили первую книгу "Слуга Божий" из цикла о Мордимере Маддердине; кажется, еще что-то, но похоже по каким-то причинам на русский рынок он не "зашел". Жаль, что в перечне 20 самых "доходных" польских писателей не оказался Вегнер, которого русский читатель, напротив, принял весьма охотно.
В обзоре  были даны интересные сведения о методике расчета гонорара для начинающего или "среднего" по известности писателя. Он получает около 12 % (от 10 до 15 %) от каждого экземпляра книги, но от цены, которая выставляется издательством оптовым покупателям - книжным магазинам, иным распространителям. По словам журналистов, эта цена в два раза меньше той, по которой книга будет продаваться читателям, т.е. от каждой проданной книжки писатель получит чуть более 5 % . "Звезды" могут рассчитывать на иной процент от продаж, но это регулируется в каждом случае индивидуально.  Одним словом, чтобы зарабатывать исключительно литературным трудом, необходимы большие тиражы и приличная стоимость книги. В одном из интервью Вегнер оговорился, что он же еще и должен работать, что сказывается на скорости появления очередных книг меекханского цикла. Видимо, что какое-то время, несмотря на успех первых книг, ему приходилось трудиться по основному месту работы. Надеюсь, что приходилось.
Сравнительно недавно в ЖЖ у ув. kosarex встретил ссылку на произведения минского математика и писателя Сергея Сергиени https://www.proza.ru/avtor/sergey55 Прочитал и не жалею. Могу только подивиться держателям издательского и книжного рынка: как можно проглядеть такого автора? Или жадность, или их уровень вкуса. Остается надеяться, что математика позволяет игнорировать далекие от схем из учебника по экономической теории законы издательского бизнеса. Одним словом, рекомендую.
Возвращаясь к польским писателям, хотелось бы в заключение сказать о тех, кто оказался на первых местах. Рейтинг возглавил юрист и автор детективов Рэмигиуш Мруз (ориентировочный доход более 450 тыс долларов), а на второе попала Бланка Липиньска, пара (в буквальном смысле) книг которой проходит по жанру эротика. Писательница работала терапевтом-гипнотезером, менеджером ночных клубов в Сопоте, а с 2012 года продвигает бои по версии MMA.


Прочие ее фотки в сетях повторяют типичные мотивы: в купальнике, без купальника, в модной одежде и т.п.


Ее книжки с названиями "365 дней" и "Следующие 365 дней" разошлись тиражом в 668 тыс. экземпляров с доходом в 240 тыс. долларов.
Наконец, на третьем месте в 2019 году оказалась польская лауреатка Нобелевской премии Ольга Токарчук. К сожалению, последнее обстоятельство еще задолго до Алексеевич ничего не скажет о ней как о писательнице. Сам не читал, поэтому трудно судить о том, что и как она пишет, и в какой степени ее успех в этом году обусловлен нобелевской известностью или, напротив, устойчивым интересом и популярностью у польского читателя.  Получается, все у поляков как у остальных людей: больше всего массовый интерес вызывает криминал, секс и, предположу, созданная не без участия медиа популярность.     


                 
Tags: Фантастика, писатели, рынок
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments