istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Category:

Порядок прохождения государственной службы

Спасибо всем тем, кто читает, кто пишет. С Новым годом Вас! Для тех, кому интересно, помещаю материал о порядке прохождения государственной службы в западных губерниях.
Законодательство о государственной службе Российской империи, как правило, не содержало положений, регламентировавших определение на службу лиц в зависимости от их вероисповедания или места рождения. Однако польское восстание 1830-1831 гг. внесло определенные поправки в порядок поступления на гражданскую службу лиц из числа уроженцев западных, в том числе белорусских, губерний.
Активное участие дворянства западно-белорусских губерний в восстании, его политическая неблагонадежность первоначально вызвали «оборонительные» меры со стороны самодержавия. Согласно указу от 30 июля 1831 г. ни один из «уроженцев губерний Виленской, Гродненской, Минской» не имел права служить в столичных благотворительных учреждениях имп. Марии без личного разрешения императора. Однако сфера применения данного указа, по всей видимости, была расширена на все государственные учреждения, расположенные в Санкт-Петербурге. С 1833 г. действие указа распространялось не только на уроженцев западно-белорусских губерний, но и на выходцев из Витебской и Могилевской губерний.
В 1835 г. все уроженцы западных губерний, желающие избрать чиновничью карьеру, предоставляли при поступлении на службу свидетельство о «неприкосновенности их» к мятежу, которое выдавалось лишь местными губернаторами и генерал-губернаторами.
Вместе с тем русское правительство после польского восстания 1830-1831 гг. не только не запрещало дворянам белорусских губерний служить в армии или по гражданскому ведомству, но активно и путем весьма непопулярных среди местного дворянства мер стало привлекать их на государственную службу. Следует отметить, что этот курс являлся лишь более «жестким» вариантом прежней политики. В течение всей первой четверти XIX в. правительство предоставляло ополяченному дворянству западных губерний возможность занимать выборные должности без выслуги чина, вопреки сословному праву русского дворянства. Однако дворяне, вместо того, чтобы использовать полученную отсрочку для поступления на военную или гражданскую коронную службу, стремились «преимущественно к получению должностей, от дворянских выборов зависящих». При Николае I участие в дворянских выборах во всех белорусских губерниях стало напрямую связываться с государственной службой и с выслуженными чинами, причем это условие, несмотря на некоторые изъятия, действовало уже с 1826 г. Однако после польского восстания 1830-1831 гг. к дворянству западно-белорусских губерний были предъявлены более жесткие требования. По указу от 12 октября 1835 г. дворянам Виленской, Гродненской и Минской губерний, не состоявшим на государственной службе в течение 10 лет, запрещалось избираться «на места выбору дворянства предоставленные». Исключение делалось лишь для лиц, уже прослуживших не менее 2-х трехлетий по выборам дворянства. Введение таких ограничений мотивировалось тем, что местное дворянство, избегая коронной службы, пользуется всеми правами и преимуществами русского дворянства «без всяких заслуг» перед монархом и государством. Следует отметить, что требование 10-летней службы являлось частичным нарушением Жалованной грамоты дворянству. Впрочем, в мае 1842 г. по просьбе дворянства Виленской и Минской губерний правительство смягчило служебный ценз, разрешив избираться дворянам, которые до октября 1835 г. выслужили по выборам и на коронных должностях в общей сложности 10 лет.
Однако определение поляков на государственную службу обставлялось дополнительными условиями. Согласно указу от 23 января 1837 г. все дворяне католического вероисповедания западных губерний, желающие стать чиновниками, обязывались в течение 5 лет прослужить в великорусских губерниях «для доставления им большей удобности обучаться русскому языку». В число «разрешенных» губерний не включалась Санкт-Петербургская губерния, тем самым на этот срок запрещалась служба в министерствах и главных управлениях. Кроме того, указ не распространялся на тех, кто по своему вероисповеданию относился к православным или униатам. В этой связи важно подчеркнуть, что само по себе католическое вероисповедание не являлось поводом для служебной «стажировки» в великорусских губерниях, поскольку те из чиновников-католиков, кто «родились и взросли» не в западных губерниях, а «в других местах Империи» определялись на службу по «общему порядку».
Следует отметить, что предпринятые самодержавием законодательные меры не принесли ожидаемого эффекта в виду того, что помещики-католики по-прежнему не стремились на государственную службу. В своих воспоминаниях о жизни белорусского дворянства в 40-х гг. XIX в. С.С. Окрейц писал: «Служить, сделаться чиновником, вечно писать и писать за пыльными потемневшими стеклами окон канцелярии, – такой странной идеи и в голову не могло прийти самому последнему помещику».
Николай I, убедившись в том, что большая «часть молодых дворян, принадлежащих зажиточнейшим семействам, пребывает в праздности», в целях привлечения польского поместного дворянства на службу решился пойти на более жесткие меры. По указу от 21 апреля 1852 г. сыновья помещиков-католиков, за которыми числилось не менее 100 рев. душ, по достижении 18 лет и при отказе служить в русской армии, в обязательном порядке определялись чиновниками «непременно в великороссийских губерниях». Эта повинность не распространялась на единственного сына в семье, на тех, кто по состоянию здоровья оказывался не способным к исполнению служебных обязанностей, а также на детей помещиков Витебской и Могилевской губерний. 14 ноября 1852 г. было утверждено «Положение о дворянах Западных губерний, которые, по достижении 18 лет, поступают в гражданскую службу». Согласно этому «Положению» будущим чиновникам предоставлялось право выбора присутственного места и губернии, предназначенной им для службы. Примечательно, что в числе 28 великорусских губерний не упоминалась Санкт-Петербургская губерния. Право на отставку приобреталось лишь по выслуге 5 лет. Увольнение в отставку раньше срока допускалось, во-первых, по болезни, исключающей всякую возможность дальнейшей службы, и, во-вторых, по «особенным уважительным обстоятельствам». В последнем случае обоснованность подачи прошения об отставке определялась генерал-губернатором. Кроме того, все эти прошения утверждались лично Николаем I. Наблюдение за исполнением молодыми дворянами всех требований «Положения» возлагалось на губернского предводителя дворянства и губернаторов. Отправка к месту службы происходила каждый год в первых числах января и июля. Примечательно, что при разработке «Положения» Николай I выбрал «жесткий» вариант, отклонив предложение Комитета министров об освобождении от служебной повинности женатых дворян и тех, кто уже вступил в самостоятельное владение имением.
Таким образом, законодательные акты о порядке прохождения государственной службы дворянами белорусских губерний были направлены на приобщение «шляхетской молодежи к российской жизни». Российское правительство рассматривало коронную службу в великорусских губерниях как средство воспитания молодых польских дворян в верноподданническом духе и преодоления национальной вражды, из-за которой поляки «имели самое плохое представление» о русских. Надо признать, что такая политика содержала в себе положительный смысл. Так, виленский генерал-губернатор Ф.Я. Миркович считал благонадежными лишь тех поляков, которые «были в нашей службе, видели Россию», поскольку они возвращались в свои имения «совсем другого образа мыслей», т.е. вполне лояльными престолу. Однако представляется, что большинство ополяченных дворян, попавших «на службу к ненавистному им правительству», рассматривали ее как угнетение и особенно теплых чувств к русским не испытывали. Не случайно чиновничью карьеру выбирали лишь единицы, а основная масса польского поместного дворянства пренебрегала службой, что вынудило Николая I в 1852 г. пойти на чрезвычайные меры в обход Жалованной грамоты дворянству.
Если поместные дворяне, по возможности, избегали службы в присутственных местах, то многочисленная мелкая шляхта белорусских губерний после указа 19 октября 1831 г. о причислении в податные сословия лиц, не имеющих доказательств о дворянстве, без всякого принуждения со стороны государства избирала чиновничью карьеру. Со своей стороны, правительство не чинило в этом шляхтичам каких-либо препятствий. Так, лицам, еще не доказавшим свое дворянство, по указу от 3 декабря 1831 г. не запрещалось поступление на государственную службу. Кандидат обязывался представить свидетельство из дворянского собрания и удостоверение о не состоянии в подушном окладе. После его приема на службу начальство в установленном порядке передавало все необходимые документы о дворянском происхождении в Герольдию. В случае отказа в потомственном дворянстве новый чиновник относился к 3-му разряду канцелярских служителей. Это означало, что первый чин XIV кл. он получал лишь по выслуге 6 лет. С 4 января 1840 г. условия определения на службу были поставлены в зависимость от разряда шляхтича. Те из них, кто причислялся к 1-му разряду, служили до первого классного чина на правах личных дворян, т.е. 4 года, а шляхтичи 2-го разряда – на правах приказных служителей, т.е. 6 лет. В данном указе еще раз подчеркивалось, что служащие остаются в своей должности как «до утверждения их в дворянстве, так и в случае окончательного отказа им в оном». Новые чиновники, которые зачастую связывали свои беды с политикой самодержавия по «разбору шляхты», оказались, как правило, «с ног до головы заражены польским духом». Далеко не случайно, что во время польского восстания 1863-1864 гг. чиновники белорусских губерний, происходившие из среды мелкой шляхты, дружно «надели чамарки и конфедератки и в них являлись на службу», а многие из них, нарушив присягу, «пошли до «лясу».
Таким образом, после польского восстания 1830-1831 гг. ополяченное католическое дворянство белорусских губерний путем «стеснительных распоряжений» вынуждалось начинать свою чиновничью карьеру в присутственных местах великорусских губерний. Николай I, по-видимому, полагал, что такая стажировка воспитает в дворянах преданность престолу и поможет им преодолеть «инстинктивный страх и злобу ко всему русскому». Никаких ассимиляционных целей правительство перед собою не ставило. Однако польское дворянство, пользуясь своими сословными правами, избегало служить по гражданскому и военному ведомствам. В этих условиях Николай I в 1852 г. решился нарушить Жалованную грамоту дворянству, введя для детей помещиков-католиков обязательную служебную повинность. Следует отметить, что особый порядок прохождения государственной службы, как правило, не распространялся на дворянство Витебской и Могилевской губерний.
В то же время законодательство не препятствовало деклассированным шляхтичам занимать чиновничьи должности в присутственных местах белорусских губерний без всякой предварительной службы в великорусских губерниях. Однако во время восстания 1863-1864 гг. они оказались не столько верной опорой престола, сколько неблагонадежным элементом.
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments