istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Category:

Интересная инфографика о Кресах и не только


На историческом портале "История" натолкнулся на интересную подборку инфографики, посвященной межвоенной Польше, в том числе касающейся истории Восточных Кресов. В принципе ничего нового, но картинки неплохо иллюстрируют известные факты. Хотя: видно, что в Вильно русские были третьей после поляков и евреев национальной общиной, причем существенно превосходили всех остальных вместе взятых. Паровой каток Второй мировой войны и советской национальной политики существенно изменил национальный облик города.


Интересно, что эмигрировало больше всего католиков (половина), потом евреев и униатов, а православные оказались еа 4 месте и дали сравнительно небольшой процент уехавших (7,2 %). На первом месте в перечне стран обетованных оказалась Франция, затем Аргентина и Канада. Менее половины евреев уехали строить светлое сионистское будущее в Палестину (на глазок).  Можно заметить, что Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства не давали высокого количества эмигрантов на общепольском фоне, наоборот показатели эмиграции были ниже среднестатистического уровня.

Напротив, по количеству неграмотных восточные воеводства уверенно лидировали в Польше: поляки не успели выстроить инфраструктуру по полонизации населения. Однако в целом процесс шел, и доля неграмотных сокращалась: в 1931 г. в среднем 27,6 % сельских жителей не умели читать.

Польская власть - это электрификация городов +

Количество автомобилей на 10 тыс. жителей: в несколько раз на востоке плотность ниже. Польша скромно смотрится на фоне Германии по количеству авто в 1938 г.: 41,9 тыс. против 251 тыс.

А у нас в квартире газ: Львов переплюнул промышленный центр Лодзь. Вильно весьма скромно: уступает даже Люблину.

Из всех искусств для нас важнейшее кино. Теперь понятна роль передвижных киностанций в советское время, ибо посмотреть фильм белорусскому крестьянину в кинотеатре - это похоже редкость, учитывая количество мест.

 Только каждый десятый дом в Вильно имел канализацию. Львов - передовой город в этом отношении.

А у нас водопровод - вот. В общем, кроме Львова, горожанин за водичкой ходил, так как водопровод пока роскошь.
 
В целом Польша по количеству железных дорог на 100 кв. км неплохо смотрелась: побольше чем в Италии, не очень сильно уступала Франции. Заметно, что в бывшей немецкой и австро-венгерской зоне плотность железнодорожной сети повыше.

Стотысячника нет ни в Новогрудском воеводстве, ни в Полесском. Бросается в глаза варшавский мегаполис, с котором только Лодзь пытается сравниваться. В современной  Белоруссии еще больше диспропорция в пользу Минска.

Даннные по Виленскому воеводству.

Данные по Новогрудскому: православных уже более 50 %, но и уровень занятости в сельском хозяйстве повыше, а неграмотных существенно побольше.

В Полесье обращает на себя внимание, что большинство определяет себя как "тутейших", что внушало в 30-х годах осторожный оптимизм в деле будущей полонизации края и лишний раз напоминает о молодости современной белорусской нации.

Белосток.
Subscribe

  • Польская музыка в пятницу

    "Прямые дороги" от "Цветка яблони".

  • То, что нас объединяет

    Давненько демотиваторов польских не выкладывал. ПиС не уволит всех трудоустроенных по знакомству в государственных компаниях, агентствах,…

  • Не сотвори себе кумира

    Часть выступления профессора Станислава Беленя под названием «Юзеф Пилсудский – анатомия культа и переворота» на презентации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments