istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Код отсутствия

Философско-публицистическая книжка В. Акудовича «Код отсутствия» является попыткой критически осмыслить систему идеологем современного белорусского национализма «адраджэнчества». Автор несомненно заслуживает внимания в силу тех нетрадиционных для «нацыянальна свядомых» выводов, которые были им сделаны в процессе рассуждений о белорусской истории. Однако хотелось бы остановиться на том, как В. Акудович описывает Россию и ее влияние на белорусскую историю. Приведем ряд цитат. «У анталагiчным сэнсе памiж беларусамi и расейцамi – ментальная бездань». «Расейская культура з уласнай волi да панавання знiшчыла iншых культураў болей, чым усе войскi Расейскай iмперыi знiшчылi iншых войскаў». «безлiч гадоў нi на хвiлiну не спыняецца вайна расейскай i беларускай культураў». «Але бадай нiхто не стане спрачацца, што беларусы як нацыя аформiлiся менавiта i толькi ў дыскурсе Расейскай iмперыi. Мiж iншым, не яны адныя, а i самi расейцы, палякi, i латышы, i эстонцы, i грузiны, i украiнцы… I дзейна заманiфеставалi сваё права на «нацыянальнае самавызначэнне» амаль усе разам (улучна з расейцамi) i прыблiзна ў той саамы час (1917-1920 г.), гэта значыць, калi абрынулася дынастычная iмперыя Раманавых. Зразумела, што расейскi нацыяналiзм узнiк значна ранней, Але пакуль iснуе дынастычная дзяржава, казаць пра паўставанне нацыi i нацыянальнай дзяржавы (у дадзеным выпадку, расейскай) – гэта аксюмаран».
Таким образом, гибель русской исторической государственности и распад страны, социально-экономическая катастрофа гражданской войны и установление тоталитарной диктатуры РКП(б) в форме СССР, имеющей такое же отношение к исторической России как Османская империя к Византии, в представлении автора оказывается периодом, когда русские реализовали право на «нацыянальнае самавызначэнне», которому мешала «дынастычная дзяржава», то есть Российская империя. Трудно увидеть в составе политбюро РКП(б) идеологов и тем более практиков русского национализма. Представляется, что книга Б. Андерсона и предложенные им категории используются необдуманно. Конечно, не стоило удивляться тезису автора о том, что в СССР под лозунгом коммунизма развивался русский национализм, почти полностью уничтоживший белорусскую культуру. В. Акудовича, кажется, не смущает то, что если XIX в. русская культура обретает всемирное значение, то после 1917 г. часть ее представителей оказалась на положении эмигрантов, а другая либо ожидала ареста как М. Булгаков, либо прошла через лагеря и травлю, либо попала в число деклассированных элементов. Умолчу о тех, кто просто погиб. А главное: они имели в лучшем случае опосредованное влияние на советскую культуру, если не были просто вычеркнуты из культурной жизни. Философ А. Лосев говорил, что он просто преподаватель древнегреческого. Для В. Акудовича понятия «советский» и «русский» - синонимы. Почему же автор проявляет такую историческую слепоту? Мне кажется, что все дело в том, что идеология белорусского национализма формировалась под влиянием польского националистического дискурса. В частности, настойчиво повторяется миф о Польше как форпосте европейской цивилизации перед (полу) азиатской Московией. Только Польша заменена Белоруссией. Цитата: «Усiм сваiм целам мы ўпiсаныя ў прасторовую фiгуру Еўропы, больш за тое, у сваю пару (Вялiкае Княства Лiтоўскае, Рэч Паспалiтая) продкi беларусаў былi не апошнiм стваральным чыннiкам гэтай фiгуры i яе цывiлiзатарскiм фарпостам у славянскiм свеце». Это вымученное противопоставление России и Европы просто скучно обсуждать: Российская империя наряду с Австро-Венгрией замыкала ряд великих европейских держав, что не отменяет своеобразия русской истории. Философ, замахнувшись на размышления о сущностных чертах белорусского менталитета, «придумал» Россию, образ которой почти в полной мере соответствует пропагандистскому мифу «Адраджэння». В. Акудович заявляет, что русско-польская война 1654-1667 гг. нанесла непоправимый удар по белорусам, изменив их менталитет, обвиняет Россию в уничтожении белорусской культуры, из-за чего белорусы были объявлены «падобнымi да рускiх», пишет о том, что белорусы были репрессированы русским национализмом. Одним словом, воспроизводит стандартный набор пропагандистских стереотипов копеечных брошюр в стиле «Что надо знать настоящему белорусу». Пожалуй, единственным исключением можно назвать замечание о том, что вхождение в состав империи предотвратило полную и окончательную полонизацию белорусского населения. Эссе В. Акудовича интересный пример того, как критическое мышление оказывается заложником идеологических и иррациональных предпочтений, что сказывается на результатах философствования.
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments