Таким образом, гибель русской исторической государственности и распад страны, социально-экономическая катастрофа гражданской войны и установление тоталитарной диктатуры РКП(б) в форме СССР, имеющей такое же отношение к исторической России как Османская империя к Византии, в представлении автора оказывается периодом, когда русские реализовали право на «нацыянальнае самавызначэнне», которому мешала «дынастычная дзяржава», то есть Российская империя. Трудно увидеть в составе политбюро РКП(б) идеологов и тем более практиков русского национализма. Представляется, что книга Б. Андерсона и предложенные им категории используются необдуманно. Конечно, не стоило удивляться тезису автора о том, что в СССР под лозунгом коммунизма развивался русский национализм, почти полностью уничтоживший белорусскую культуру. В. Акудовича, кажется, не смущает то, что если XIX в. русская культура обретает всемирное значение, то после 1917 г. часть ее представителей оказалась на положении эмигрантов, а другая либо ожидала ареста как М. Булгаков, либо прошла через лагеря и травлю, либо попала в число деклассированных элементов. Умолчу о тех, кто просто погиб. А главное: они имели в лучшем случае опосредованное влияние на советскую культуру, если не были просто вычеркнуты из культурной жизни. Философ А. Лосев говорил, что он просто преподаватель древнегреческого. Для В. Акудовича понятия «советский» и «русский» - синонимы. Почему же автор проявляет такую историческую слепоту? Мне кажется, что все дело в том, что идеология белорусского национализма формировалась под влиянием польского националистического дискурса. В частности, настойчиво повторяется миф о Польше как форпосте европейской цивилизации перед (полу) азиатской Московией. Только Польша заменена Белоруссией. Цитата: «Усiм сваiм целам мы ўпiсаныя ў прасторовую фiгуру Еўропы, больш за тое, у сваю пару (Вялiкае Княства Лiтоўскае, Рэч Паспалiтая) продкi беларусаў былi не апошнiм стваральным чыннiкам гэтай фiгуры i яе цывiлiзатарскiм фарпостам у славянскiм свеце». Это вымученное противопоставление России и Европы просто скучно обсуждать: Российская империя наряду с Австро-Венгрией замыкала ряд великих европейских держав, что не отменяет своеобразия русской истории. Философ, замахнувшись на размышления о сущностных чертах белорусского менталитета, «придумал» Россию, образ которой почти в полной мере соответствует пропагандистскому мифу «Адраджэння». В. Акудович заявляет, что русско-польская война 1654-1667 гг. нанесла непоправимый удар по белорусам, изменив их менталитет, обвиняет Россию в уничтожении белорусской культуры, из-за чего белорусы были объявлены «падобнымi да рускiх», пишет о том, что белорусы были репрессированы русским национализмом. Одним словом, воспроизводит стандартный набор пропагандистских стереотипов копеечных брошюр в стиле «Что надо знать настоящему белорусу». Пожалуй, единственным исключением можно назвать замечание о том, что вхождение в состав империи предотвратило полную и окончательную полонизацию белорусского населения. Эссе В. Акудовича интересный пример того, как критическое мышление оказывается заложником идеологических и иррациональных предпочтений, что сказывается на результатах философствования.
Код отсутствия
Таким образом, гибель русской исторической государственности и распад страны, социально-экономическая катастрофа гражданской войны и установление тоталитарной диктатуры РКП(б) в форме СССР, имеющей такое же отношение к исторической России как Османская империя к Византии, в представлении автора оказывается периодом, когда русские реализовали право на «нацыянальнае самавызначэнне», которому мешала «дынастычная дзяржава», то есть Российская империя. Трудно увидеть в составе политбюро РКП(б) идеологов и тем более практиков русского национализма. Представляется, что книга Б. Андерсона и предложенные им категории используются необдуманно. Конечно, не стоило удивляться тезису автора о том, что в СССР под лозунгом коммунизма развивался русский национализм, почти полностью уничтоживший белорусскую культуру. В. Акудовича, кажется, не смущает то, что если XIX в. русская культура обретает всемирное значение, то после 1917 г. часть ее представителей оказалась на положении эмигрантов, а другая либо ожидала ареста как М. Булгаков, либо прошла через лагеря и травлю, либо попала в число деклассированных элементов. Умолчу о тех, кто просто погиб. А главное: они имели в лучшем случае опосредованное влияние на советскую культуру, если не были просто вычеркнуты из культурной жизни. Философ А. Лосев говорил, что он просто преподаватель древнегреческого. Для В. Акудовича понятия «советский» и «русский» - синонимы. Почему же автор проявляет такую историческую слепоту? Мне кажется, что все дело в том, что идеология белорусского национализма формировалась под влиянием польского националистического дискурса. В частности, настойчиво повторяется миф о Польше как форпосте европейской цивилизации перед (полу) азиатской Московией. Только Польша заменена Белоруссией. Цитата: «Усiм сваiм целам мы ўпiсаныя ў прасторовую фiгуру Еўропы, больш за тое, у сваю пару (Вялiкае Княства Лiтоўскае, Рэч Паспалiтая) продкi беларусаў былi не апошнiм стваральным чыннiкам гэтай фiгуры i яе цывiлiзатарскiм фарпостам у славянскiм свеце». Это вымученное противопоставление России и Европы просто скучно обсуждать: Российская империя наряду с Австро-Венгрией замыкала ряд великих европейских держав, что не отменяет своеобразия русской истории. Философ, замахнувшись на размышления о сущностных чертах белорусского менталитета, «придумал» Россию, образ которой почти в полной мере соответствует пропагандистскому мифу «Адраджэння». В. Акудович заявляет, что русско-польская война 1654-1667 гг. нанесла непоправимый удар по белорусам, изменив их менталитет, обвиняет Россию в уничтожении белорусской культуры, из-за чего белорусы были объявлены «падобнымi да рускiх», пишет о том, что белорусы были репрессированы русским национализмом. Одним словом, воспроизводит стандартный набор пропагандистских стереотипов копеечных брошюр в стиле «Что надо знать настоящему белорусу». Пожалуй, единственным исключением можно назвать замечание о том, что вхождение в состав империи предотвратило полную и окончательную полонизацию белорусского населения. Эссе В. Акудовича интересный пример того, как критическое мышление оказывается заложником идеологических и иррациональных предпочтений, что сказывается на результатах философствования.
-
Из польской прессы
Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…
-
Белорус - это советский человек
Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…
-
Пятница
…
- Post a new comment
- 4 comments
- Post a new comment
- 4 comments