istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

К вопросу о конфессиональной политике властей в белорусских губерниях

 В своих всеподданнейших отчетах минский губернатор князь Н.Н. Трубецкой (1886-1902) подчеркивал что, католическое духовенство является проводником «религиозной нетерпимости и национальной вражды ко всему православному в своей пастве». Это проявлялось в саботировании такого распоряжения как проведение дополнительного богослужения на русском языке. Не желая допущения русского языка в богослужение, духовенство прибегало к разным средствам борьбы: от распространения среди прихожан провокационных слухов о том, что введение русского языка означает скорое «обращение католиков в православие», до рассуждений о несоответствии этой меры церковным канонам и сложившейся традиции. В отчете минский губернатор посчитал важным специально опровергнуть историческую аргументацию католического духовенства, сославшись на историю униатского богослужения. Если в униатской церкви допускалось «полное смешение церковно-славянского языка» с польским языком, то что в таком случае мешает допуску русского языка в богослужение католическое. Более того, губернатор сослался на общеевропейскую практику католического богослужения, заметив, что «во всех государствах Западной Европы, все местные наречия … могут быть допущены» в богослужение между тем как в Северо-Западном крае польский язык дискриминирует местный язык. Отметим, что местным языком губернатор считал русский язык, который, по его словам, был родным языком большинства населения Минской губернии. Основная причина конфликта между местными представителями католической церкви и русскими властями заключалась не в конфессиональных разногласиях, а в политической области, точнее, в проявлениях польского национализма в крае. Губернатор указывал, что сопротивление введению русского языка обусловлено нежеланием «дать католикам Западного края возможность понять, что можно оставаться католиком и в то же время быть русским», прослеживался сознательный отказ от разграничения «вероисповедания от вопроса национальности». Местное католическое духовенство являлось «не служителями алтаря, а служителями политики и убежденными агентами польского дворянства». Интересно, что не всегда минские губернаторы указывали на тесную связь католического духовенства и поместного дворянства. Если Трубецкой полагал безусловность такой связи, то его преемник граф А.А. Мусин-Пушкин (1902-1905) специально подчеркивал, что дворянство лояльно престолу и оставило помыслы о восстановлении польского государства, а католическое духовенство, напротив, является носителем оппозиционных настроений. Возможно, это обусловлено личными установками и предпочтениями губернаторов. 
Subscribe

  • Польская музыка в пятницу

    "Прямые дороги" от "Цветка яблони".

  • То, что нас объединяет

    Давненько демотиваторов польских не выкладывал. ПиС не уволит всех трудоустроенных по знакомству в государственных компаниях, агентствах,…

  • Не сотвори себе кумира

    Часть выступления профессора Станислава Беленя под названием «Юзеф Пилсудский – анатомия культа и переворота» на презентации…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments