istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

Иосиф Виссарионович Пилсудский

В Минске часто можно встретить белорусскоязычный вариант фильма "Варшавская битва" Ежи Хоффмана. Его продают, как правило, там, где представлена белорусскоязычная литература и издания, позиционирующие себя как национальные и оппозиционные. Однако вряд ли в РБ знают, что в Польше среди интеллектуалов этот фильм был воспринят далеко неоднозначно и восторгов особых не вызвал. Привожу статью главного редактора "Польской мысли" Яна Энгельгарда с броским названием "Иосиф Виссарионович Пилсудский"

После выхода фильма Ежи Хоффмана «1920 - Варшавская битва» по TVP 1 15 августа задумался, стоит ли реагировать, ведь сделал это еще после премьеры этого фильма. Однако посчитал, что это необходимо , поскольку спектр зрителей которые посмотрели кино по TVP гораздо шире, чем посетителей кинотеатров.
Молчание в этой ситуации означало бы согласие на ложь и фальсификации.     
Разумеется, художественный фильм имеет свои права, не обязан полностью соответствовать исторической правде, но только в том случае, когда изображаются выдуманные герои, а история является только фоном. Однако когда в фильме на первом плане изображаются исторические деятели, режиссер и сценарист не имеют права на вольности. Фильм Хоффмана ломает этот принцип кардинальным образом.  Он является обычным насилием над историей (специально назвал три года назад этот фильм «Санационной агиткой в 3D» ). Здесь не идет речь о политических симпатиях режиссера, которые, как показывает его биография, достаточно изменчивы, но о минимуме честности. Ежы Кавалерович снял в свое время, в конце 70-х XX века, фильм «Смерть президента» (1977), рассказывающий об одном из наиболее драматических событий в истории второй Речи Посполитой, об убийстве Габриеля Нарутовича.
Smierc prezydenta (2)
Кино представляет ППС-овское, и следовательно партийное видение тех событий, но однако является выдающимся фильмом, с драматически обрисованными характерами героев, с заботой о реалиях эпохи, и в меру объективным изображением логики действий сторон конфликта. Тоже самое относится к недооцененному по политическим причинам фильму Ричарда Филипского «Государственный переворот» (1981).
ChomikImage
Юзеф Пилсудский является центральной фигурой в обеих лентах – и в отличие от «Варшавской битвы» показан не как гротескная куколка, но как полнокровный политик, со своими фобиями, страстями, саркастичным  чувством юмора и жестокостью. В этих фильмах Пилсудский человек, а не цитирующий банальные лозунги старичок в удивительном мундире.
3478850-1920-bitwa-warszawska-300-227
Вокруг него, одиночки сражающегося с левиафаном истории, целая туча удивительных персонажей словно из фильма «Король Матей Первый». Каждый из генералов внимательно выслушивающий тирады пана Маршала выглядит комично – генерал Тадеуш Развадовский напуган и опух, словно пил три дня подряд, а генерал Юзеф Галлер выглядит  как Дон Кихот перед атакой на ветряные мельницы. Хоффман «установил» эти роли так, чтобы они оказались фоном единственного победителя и гения. Его единственным равноправным партнером является выполняющий все приказы Болеслав Венява-Длугошовский, или Богуслав Линда, придающий этому персонажу комические и бурлесковые черты.
К этому следует добавить Ленина, Троцкого и Сталина, напоминающих Адольфа Гитлера сыгранного Чарли Чаплиным в «Диктаторе».  Только Чаплин играл комедию, а у Хоффмана, насколько могу судить, шло о драме. Курьезная сцена, когда Ленин после известия о поражении сбрасывает со стола с картой Европы флажки с позициями войск и произносит  какие-то истерические речи к Сталину и Троцкому – могла бы быть показана в каком-нибудь комедийном сериале типа «Алло, алло», а не в исторической драме.  Только Михаил Тухачевский похож на нормального и говорит осмысленно.
Намерением Хоффмана было противостояние мнимым фальсификациям истории, которые заключаются в попытках отобрать у Пилсудского лавры победителя  (известно, что все происходило с точностью наоборот) . Это намерение и эмоциональный подход к теме «положили» весь фильм. Ибо «защита Маршала»  именно в таком стиле на само деле высмеяла эту фигуру.  Создание на экране непогрешимого гения, владеющего все время ситуацией, доброго говоруна и своего рода крестьянского философа, показанного на фоне глуповатых и трусливых генералов – принесло противоположный эффект от задуманного.  Агитка в стиле наихудших образцов санационной пропаганды  привела к тому, что зритель получает неотразимое впечатление, что на экране видим не Юзефа Клеменса Пилcудского, но Иосифа Виссарионовича Пилсудского.
P.S. В фильме, конечно, есть определенные достоинства. Например, хорошие съемки и батальные сцены, но они не могут изменить оценки фильма как целого. Показательно также, что в фильме нет ни одной выдающейся роли.              
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница