istoriograf (istoriograf) wrote,
istoriograf
istoriograf

Categories:

9 мая - 2

Празднование победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. поддерживается лишь в силу того, что современные политические структуры выросли из советского партийно-государственного аппарата. Из недавнего прошлого взят и культ Великой Отечественной войны, который в советское время постепенно обрел особое значение в официальной идеологии.
В СССР день Победы отмечалась как праздник «победы над фашизмом» и главное доказательство жизнеспособности советского строя. Победа, как мне кажется, подразумевала искупление всех материальных лишений и нравственных страданий, террор, гражданскую войну, революцию. Мол «царизм» проиграл, а мы выиграли и дошли до Берлина. Отсюда и копирование практики сохранения исторической памяти о жертвах Первой мировой войны, принятой в Западной Европе, применительно к павшим воинам советской армии, только погибшие умерли не во имя России, а во имя советской родины и доказательств достоинства социализма. В официальной пропаганде недвусмысленно утверждалось, что победа СССР является свидетельством «жизнестойкости и огромного превосходства социалистического общественного строя над капиталистическим строем в экономических, политических и военных областях». В свою очередь «несгибаемая стойкость и мужество советских воинов на фронте, самоотверженная работа тружеников тыла» объясняется существованием «советского социалистического строя», который «вызвал к жизни и привел в действие такие могущественные движущие силы нового общества, как идейно-политическое единство советского народа на основании нерушимого союза рабочих и крестьян, пламенный советский патриотизм и пролетарский интернационализм дружбы народов СССР, их сплоченность вокруг Компартии». Война показала «лучшие качества советского человека, глубокую преданность партии и социалистической отчизне». Это риторика брежневских времен.
Достаточно упомянуть, что огонь на главном мемориале в честь погибших в войну «Могила неизвестного солдата» в Александровском саду был зажжен от огня мемориала на Марсовом поле. Начало мемориалу было положено 7 ноября 1919 г., когда на Марсовом поле стали хранить советских партийных работников: М. Урицкого – председателя Петроградской ЧК, В. Володарского - комиссара печати, пропаганды и агитации в Союзе коммун Северной области, Р. Сиверса – командира украинской особой бригады в составе 9 армии Южного фронта РККА и т.д. В 1956 г. на волне реанимации революционной романтики при Хрущеве была заведена практика поддержания вечного огня, от которого потом был зажжен огонь в Александровском саду. Символика на то и символика, что указывает на смысл происходящего события и ритуала: огонь мемориала «Могила неизвестного солдата» зажжен во имя революции, за которую погибли первый питерский чекист, цензор и подтасовщик голосов и специалист по войне против своих, в данном случае донских казаков.
В этом, кстати, заключалась проблематичность строго научного изучения войны, поскольку в любой области можно было найти опасные данные, ставящие под сомнение «прогрессивность» СССР. После распада СССР говорить о преимуществах советского устройства в стилистике брежневских лет стало сложнее, вместо СССР на политической карте появилась Россия, но политическая элита в стране осталась прежней, а значит нуждалась в привычной идеологической подпорке Великой Отечественной войны. Праздновать, правда, стало сложнее, поскольку границы РФ на западе ужались почти до очертаний рубежей российского государства времен середины XVII в. Поэтому остается делать акцент на том, что «победили фашизм», а о торжестве социализма над капиталистическим Западом в свете последних двадцати с небольшим лет говорить не приходится. Вместо советского человека подставили «многонациональный народ» и получили привычную формулу: многонациональный народ воевал с фашизмом.
Subscribe

  • Из польской прессы

    Автобусные фабрики, локализованные в Польше, стали лидерами по экспорту на пространстве ЕС. Самым крупным производителем оказался Солярис в…

  • Белорус - это советский человек

    Январский номер «Политики» опубликовал статью либерального по своим убеждениям писателя, журналиста Земовита Щерека «Демолюды…

  • Пятница

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments